Жилые постройки крестьян Сибири

Страница 6

У крестьян, имеющих постройки двухчастного типа, в жилом помещении находились приспособления для хранения одежды и ценных вещей. В начале XVIII в. это преимущественно коробья, коробы, коробки (гнутые из луба сундучки), что свидетельствует о сохранении в Западной Сибири древнего по происхождению вида "подвижной" обстановки северных великорусов. В конце XVIII в, "домашние пожитки" запирали чаще всего в сундуки. Ящики, коробья в это время встречаются достаточно редко[209].

Украшения в избах и клетях, предназначенных для повседневного труда и быта, встречались редко. Известно, только, что в Шадринском уезде к праздникам прикрепляли к потолку на нитках "садки". Такие фигуры, "вроде люстр из соломы, испещренные лоскутками разноцветных материй", искусно делали крестьянские девочки. По стенам изб и клетей здесь обычно развешивали на гвозди полотенца домашнего изделия "с вычурами по концам". Украшение избы полотенцами отмечено и в Томской губернии[210].

Приведенные материалы показывают: в Западной Сибири в XIX в. сохраняется рациональное, отработанное русским крестьянством в течение веков использование площади и объема основного жилого помещения. Названия и устройство элементов интерьера — голбца, залавка, грядки, стамика — свидетельствуют о генетической связи с северно-русской планировкой и обстановкой жилища. На Алтае прослеживается влияние среднерусских традиций. В это время наблюдаются как частичные изменения в устройстве традиционного вида встроенной мебели" (полатей), так и исчезновение его в домах зажиточных крестьян (Ишимский округ).

По мнению западносибирских крестьян, следовало: чтобы семья была здорова, в загнете печи (горнушке) постоянно держать найденную на дороге подкову, "боронный зуб" или обломок косы; чтобы "нечистый" не поселился в доме, под матицей держать ветку вереса или чертополоха; в крещенский сочельник для предохранения от "нечистого" на верхе дверных косяков начертить кресты. Большое семиотическое значение они придавали определяющим "сущностям" дома — печи, матице, а также стенам и дверям, своеобразным границам с внешним миром.

Наряду с избой в состав жилого комплекса в конце XVIII – XIX вв. входили клети и горницы. Клети-горницы иногда оставались неотапливаемыми, холодными, но если имелась печь, то, как правило, "белая". К концу XVIII в. число теплых горниц увеличивается. Этот процесс, вероятно, был связан со стремлением крестьян использовать горницу не только в летнее время, но и круглый год, а при расширении семейства сделать ее жилым помещением. Печи в горницах оборудовались более ценившимися в деревнях чугунными заслонками. В XIX в. некоторые хозяева ставили там по-прежнему "битую" печь, но топили ее из сеней, чтобы в горнице не было "угара". Зажиточные сельчане отдавали предпочтение голландским (кирпичным) печам, которые занимали места меньше, чем традиционные русские, и могли быть украшены "карнизами и столбиками"[211]. Обстановка горницы с момента ее выделения в жилом комплексе зависела от ее основной функции быть комнатой для гостей. Здесь отсутствовала, за исключением лавок, встроенная мебель. В актовых материалах конца XVIII в. по Томскому и Тюменскому уездам встречаются такие элементы интерьера крестьянских горниц, как посудный шкафчик, "стол крашеный столярной работы с задвижными ящиками", ковер настольный, сундуки для хранения вещей, а также посуда: подносы железные "под краской", стаканы оловянные, "обложенные медью", стаканы "зеленой меди", блюда небольшие оловянные, вилки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы:

Кожаная посуда
Из шкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду — Опртхо (кувшины). Верблюжью шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Ког ...

Описание основных движений мордовского женского и мужского танца
В Мужских и женских мордовских танцах много общих движений. Женский танец очень подвижен, динамичен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с ударами. Переводы рук из позиции в позицию не сто ...

Наиболее важные места расселения старообрядцев
Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антаг ...