Верховажское купечество

Материалы » Купечество Верховажья » Верховажское купечество

Страница 1

Невозможно представить посад Верховажье без купечества. Не только потому, что купцы жили в посаде и составляли немалый процент среди посадского населения. Хотя и это очень важно.

Но главное, на мой взгляд, состоит в том, что верховажские купцы внесли большой вклад в развитие посада Верховажья. Деловитость купцов, их широкий размах в промышленной деятельности, торговле, умение вести торговые дела не только в посаде, но и далеко за его пределами позволило многим из них стать именитыми купцами, почетными гражданами посада Верховажье, имеющим большие капиталы, авторитет и славу в купеческом мире, образовавшим купеческие династии и своими торговыми делами, влиянием способствовавшим развитию и процветанию посада Верховажье, повышения его роли и значения.

Известно, что помыслы купцов, их деятельность, жизненная практика в основном были направлены на личное обогащение и обеспечение роскошной жизни для своей семьи. Но благодаря их деятельности древний Верховажский погост стал посадом и одним из торговых центров не только на Ваге, но и на Севере Европейской части Российского государства, а Алексеевская ярмарка в посаде Верховажье имела даже всероссийское значение.

Образование в начале XVII века Верховажской четверти, становление посада Верховажье как административного центра четверти и расширение в нем четверной администрации, ликвидация набегов отрядов поляков дали определенный толчок дальнейшему развитию посада, промыслов, ремесел, торговли. Среди посадского населения рос слой купечества, активизировалось его торговая деятельность. Верховажские купцы настойчиво расширяли и укрепляли торговые связи с городами и посадами по Ваге, по Северному речному пути, вели торговлю с Великим Устюгом, Сольвычегодском, проложили путь через Великий Устюг в Соликамск и торговали в Сибири, в г.Перми, Иркутске и других, в широком плане вели торговлю на тотемском ранке. Об этом нам рассказывают и таможенные книги Московского государства XVII века.

Так, 12 января 1633 года «верховажанин Яким Федотов, да Посник Давыдов» везли товары в Сибирь на четырех лошадях, а с ними шли еще 6 человек. В Великом Устюге «переменили лошадей, уплатили пошлины по 2 алтына с лошади, за проезд, да с возчиков по 4 алтына и с пеших – по 4 деньги с человека».

27 февраля 1633 года «верховажанин Захар Леонтьев ехал в Сибирь с товарами через Великий Устюг на 6 лошадях, а с ними пеших 6 человек, да Михайло Иванов на 5 лошадях и с ним 3 человека пеших, да второй Федор на 6 лошадях и с ним пеших 7 человек и платили пошлину по «сибирскому» проезду».

Верховажские купцы ежегодно, и особенно в зимний период, неоднократно ездили торговать в Тотьму, а с тотемского рынка везли в посад Верховажье соль и другие товары. Вот так рассказывает нам об этом таможенная книга города Тотьмы и Тотемского уезда в 1653 и 1675 годах.

Таким образом, таможенные книги Великого Устюга и Тотьмы отмечают, что уже в 30-е годы XVII века верховажские купцы торговали в Сибири, в Соликамске, Перми и вели торговлю разными товарами на тотемском рынке. В числе товаров, с которыми выходили на рынок верховажские купцы, преобладающими были хлеб, рожь, пшеница, овес, ячмень и продукты животноводства. Но, следует заметить и то, что купцы привозили на рынок в Тотьму и рыбу (палтус и треску), видимо купленную купцами в Холмогорах. Значит, верховажские купцы уже в эти годы имели торговые связи с холмогорскими купцами и торговали палтусом и треской в лавках и на торжках в Верховажском погосте. Верховажские купцы имели торговые связи также и с купцами Шенкурска и Пежмы.

В конце XVII века Северный край занимал одно из важнейших мест в Русском государстве.Через него шли пути к Белому морю , к Архангельску – единственному тогда морскому порту России. Значительный интерес правительства проявлялся к Ваге. Наличие в верховье Ваги большого количества сосновых лесов, дающих ценную древесину для строительства, производства смолы, дегтя, скипидара, канифоли, а также имеющейся болотной руды, сравнительно удобные пути сообщения, как река Вага и Московско-Архангельский тракт, привлекали внимание купечества, способствовали развитию посада Верховажья, ремесел и торговли.

В начале XVIII века вблизи посада Верховажье, на правом берегу Ваги, в Кулойской волости, Сидоровой Слободе, Терьменьгской десятине и других местах строятся кустарные смолокурни и организуется производство смолы, скипидара, дегтя. По два-три смолокуренных завода имели купцы Иван Давыдов, Иван Пестерев, Стефан Нератов, Алексей Лазарев, Иван Бурмакин, Григорий Мартьянов и другие. О далеком прошлом смолокурения в верховьях Ваги нам сейчас напоминают «смольни» у некоторых деревень и недалеко посада Верховажья. Такие «смольни» - места смолокурения, имеются у деревни Коровино в Терменьском сельсовете, на правом берегу Ваги, напротив Верховья, Сидоровой Слободе и во многих др. местах.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Становление этнологии как науки
Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Становление этнологии как самостоятельной на ...

Хозяйственная жизнь Ачинского острога
Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно у ...

Механизмы этнической символизации. убийство, сублимации и символизация
Обсуждая различные вопросы этнопсихологии, уже имелся случай сказать, что у этносов наблюдается тенденция возвышения, возвеличения своей истории, культуры и человеческих качеств. В целом это явление, обозначаемое - этнической самосублимац ...