Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв.

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв.

Актуальность данного исследования.

На протяжении столетий семья является самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством, с помощью которого сохраняется и передается культура народа. Как пишет известный историк Б.Н. Миронов, «история материализуется в национальных традициях и стереотипах поведения. Их хранительницей является семья. Подобно хромосоме именно она – носительница социальной наследственности, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем наследственность биологическая»[1]. Национальные традиции, менталитет фиксируются в межличностных отношениях в семье, в стереотипах поведения взрослых и от них передаются ребенку. Семья – своего рода социальный микрокосм: ее структура представляет собой микромодель большого общества. В ней в миниатюре заключается вся гамма общественных отношений. Социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений.

Семья является важным социальным институтом, первичной ячейкой общества, сопряженной с ним многочисленными и многообразными связями. Семья как подсистема общества, кроме прочих, выполняет также специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений, а потому считается одним из важнейших объектов социальных наук. Семья неизбежно, так или иначе, отражает изменения, происходящие в обществе, и, пожалуй, не менее, чем другие области человеческой жизнедеятельности, изменяется сама со всеми своими отношениями и исторически сложившимися порядками. Ее изучение позволяет проследить механизм взаимодействия и взаимовлияния семьи и общества, в следствие этого семейная организация общества представляет большой интерес для историков.

Увеличение в последние годы числа исследований по истории семьи обусловлено важностью этого института в социальной жизни общества. Одна из причин роста внимания к истории брачно-семейных отношений связана с усилением интереса к современной семье. Сложные, неоднозначные проблемы наших дней делают актуальными исследования по исторической фамилистике.

Изучение семьи в российской историографии

имеет давние традиции. Активное изучение русской, прежде всего крестьянской, семьи развернулось в отечественной науке со второй половины XIX в., что было связано с особой актуальностью аграрного вопроса во время подготовки и проведения реформы 1861 г. В ряду важнейших дискуссионных вопросов в русской историографии этого периода стояла проблема «разложения» «большой патриархальной семьи».

В целом для дореволюционной историографии был характерен сугубо описательный и публицистический уклон. Исследователи проводили различные статистические обследования, но осмысление накапливаемых фактов было недостаточным. Методология работ не предусматривала глубокого анализа взаимосвязи семьи и «большого» общества.

Так, например, Г.Н. Потанин отражал в своих исследованиях различные стороны развития Сибири, старался выявить особенности семейной жизни и быта сибиряков-старожилов[2].

С середины 1950-х гг. начинается новый этап советской историографии, формируются новые подходы к исследованию, расширяется источниковая база, повышается уровень научных работ. Уровень изученности многих проблем региональной истории продемонстрировали соответствующие главы пятитомной «Истории Сибири»[3]. Подготовка этого издания в значительной степени активизировала изучение региональной истории Сибири.

Впервые среди исследователей поставила вопрос о необходимости изучения крестьянской семьи в Сибири Н.А. Миненко. В своих работах, посвященных крестьянской семье в регионе на рубеже XVIII – XIX вв., исследователь отмечала, что реконструкция семейного быта предполагает рассмотрение структуры и численности семьи, функции семьи, хозяйственный строй, взаимоотношения с другими группами и институтами, закономерности развития, семейную обрядность и семейное право[4].

В советские годы историками и этнографами активно исследовались крестьянская семья и семейное домохозяйство крестьян Сибири. Усилиями В.А. Александрова, З.Я. Бояршиновой, М.М. Громыко и других сибирская крестьянская семья исследована лучше, чем в других регионах страны.

Так, З.Я. Бояршинова в своей интереснейшей статье 1967 г. «Крестьянская семья Западной Сибири феодального периода»[5] на основе различного рода источников – в первую очередь архивных – прослеживает основные тенденции в численности и структуре западносибирской земледельческой семьи на протяжении XVII – первой четверти XIX в., вскрывает зависимость между составом семьи и степенью хозяйственного освоения того или иного района. Причем детальную разработку вопрос получил применительно к Томскому уезду XVII – начала XVIII в. Других территорий и последующего периода автор касается довольно бегло.

М.М. Громыко первой из советских историков обратилась к конкретному изучению жизни и деятельности сельской сибирской семьи в XVIII – первой половине XIX в. В ее оригинальном исследовании о крестьянских трудовых традициях[6] выявляется роль семьи в создании, сохранении и межпоколенной передаче производственных навыков, анализируются некоторые семейные обряды, устанавливается место семьи во внутренней структуре сельской общины. Деятельность деревенского «мира» в сфере крестьянского семейного быта затрагивается М.М. Громыко в работе «Община в обычном праве сибирских крестьян XVIII – 70-х гг. XIX в.»[7]. Проблеме населенности и хозяйства отдельного крестьянского двора в разных районах Западной Сибири XVIII – первой половины XIX в. уделено внимание в капитальном труде М.М. Громыко «Западная Сибирь в XVIII в.»[8]. Все полученные автором выводы представляют исключительное значение и дают направление в работе над развернутой характеристикой крестьянской сибирской семьи феодальной эпохи. Важное значение имеет также работа М.М. Громыко «Этнографические и фольклорные источники в исследовании общественного сознания русских крестьян Сибири XVIII — первой половины XIX в.»[9], в которой не только раскрываются возможности использования академических анкет XVIII в., записей наблюдателей, ответов на программу Русского географического общества, примет, пословиц, поговорок и других материалов при реконструкции сельских семейных обрядов, но и делается в отношении этих обрядов немало ценных наблюдений.

Наибольший вклад в изучение крестьянской семьи Сибири второй половины XIX – начала XX в. внес В.А. Зверев. В ряде статей и монографий историк рассмотрел широкий спектр проблем истории крестьянского домохозяйства региона. Он подробно исследовал такие проблемы, как людность, поколенная и половозрастная структура крестьянского домохозяйства, состав рабочей силы, внутрисемейные отношения, трудовое воспитание в крестьянской семье, народный демографический календарь[10]. Работы В.А. Зверева имеют большое значение для нашего исследования как образец методологических подходов и приемов при изучении различных сторон истории семьи.

Существует значительный круг работ, посвященных истории народонаселения Сибири. Вопросы динамики численности и состав населения дореформенной Сибири рассматривались в русле демографического и социального изучения деревни. Здесь можно отметить работы В.М. Кабузана[11] и В.В. Рабцевич[12].

Активно изучалось переселенческое движение в Сибирь и его роль в формировании населения региона. Л.М. Горюшкин и В.И. Пронин дали характеристику основных параметров демографической обстановки в регионе и ее эволюции на протяжении пореформенного периода[13].

История русской крестьянской семьи Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв. нашла свое отражение в различных источниках

. Так, подробная характеристика хозяйственных функций крестьянского двора, семейных обрядов и некоторых сторон внутрисемейных взаимоотношений содержится в этнографических описаниях XIX в., которые явились ответами на программу Отделения этнографии Русского Географического общества. Программа РГО включала 6 основных пунктов: 1) наружность, 2) язык, 3) домашний быт, 4) особенности общественного быта, 5) умственные и нравственные способности и уровень грамотности; 6) народные предания. Содержание составленных в соответствие с этой программой описаний очень различно. Среди этих источников можно назвать труды Н. Григоровского[14], И.Я. Неклепаева[15], Н. Петропавловского[16], М. Швецовой[17].

Интересная информация о крестьянской семье содержится в материалах текущего делопроизводства учреждений и крестьянских выборных органов: журналах, отчетах, прошениях, отписках, промемориях и т.д. Некоторая часть документов такого рода опубликована[18], но в большинстве они являются достоянием архивов.

Целью данной работы является рассмотрение существования крестьянской семьи в Западной Сибири. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть социально-экономические особенности крестьянства в Сибири.

2. Рассмотреть особенности крестьянской семьи в Сибири.

3. Рассмотреть особенности культуры и быта крестьянской семьи.

Хронологические рамки

данного исследования определяются концом XVIII – XIX вв. Начальная грань определяется тем, что до XVIII в. шло лишь формирование в Сибири крестьянства — локальной группы одного из основных классов феодального общества — и, следовательно, крестьянской семьи. Перестройка управления местной государственной деревней, проводившаяся в ходе осуществления реформы П.Д. Киселева, должна была сказаться ко второй половине XIX в. на структуре и функциях сельской общины, а также основных ячеек внутри нее — отдельных семей. Бурные процессы, происходившие в социально-экономической и политической сферах в XIX в., естественно, влияли на все общественные институты, в том числе на семью, и существенно видоизменяли их. Поэтому представляется обоснованным принять в настоящей работе в качестве конечной хронологической грани конец XIX в.

Территориальные рамки

исследования охватывают Западную Сибирь в административных границах Томской и Тобольской губерний, а также Омского уезда Акмолинской области.

Структура работы

определяется поставленными целями и задачами. Она состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Во Введение обосновывается актуальность данного исследования, ставятся цели и задачи, анализируется историография и источниковая база данного исследования.

В Первой главе рассматриваются социально-экономические особенности сибирского крестьянства в XIX в.

Во Второй главе изучаются особенности существования крестьянской семьи в Сибири в XIX в. Анализируется численность и структура крестьянской семьи в Сибири в XIX в., рассматривается роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности, исследуется вопрос связи общины и русской крестьянской семьи.

В Третьей главе исследуются особенности культуры и быта крестьянской семьи в Сибири. Рассмотрены вопросы крестьянского брака и семейных обрядов, особенности одежды и жилых построек крестьян Сибири в XIX в.

В Заключении подводятся итоги работы и делаются выводы.

Научная новизна

данного исследования заключается в том, что данная дипломная работа помогает раскрыть многие вопросы в отечественной историографии. Некоторые проблемы, затрагиваемые в дипломной работе, поднимаются впервые.

Популярные материалы:

Чуваши
ЧУВАШИ, чаваш (самоназвание), народ в Российской Федерации (1773,6 тыс. человек), основное население Чувашии (907 тыс. человек). Живут также в Татарии (134,2 тыс. человек), Башкирии (118,6 тыс. человек), Казахстане (22,3 тыс. человек) и н ...

Караимы
Караимы (караи, карайлар – от еврейского «читающие») – тюркский народ, говорящий на особом тюркском языке (караимский язык кипчакской подгруппы, письменность – еврейская), исповедующий особое течение иудаизма – караимство, или караизм, ос ...

Пища
В питании англичан существует национальная специфика. Диккенс в своем произведении "Большие надежды" ярко описывает английскую кухню. Диккенс показывает различия в питании буржуазии и средних классов английского общества от прос ...