Одежда Русских крестьян Сибири

Страница 1

В данной главе мы рассмотрим одежду женщин, так как она показывает более полную картину быта сибирских крестьян. Работа, приходившаяся на долю женщин, в западносибирской деревне феодального периода была довольно разнообразной. Крестьянки разделяли с мужчинами труд на жатве и покосе, молотили хлеб, иногда даже занимались промыслами. И все же главные их обязанности заключались в уходе за домом, огородом, скотом, приготовлении пищи, обработке растительного и животного сырья, рукоделии, стирке белья. Они значительно меньше, чем мужчины, участвовали во внешних сферах хозяйственной деятельности семьи.

В материалах конца XVIII – XIX вв., относящихся к территории Западной Сибири, встречались сведения о 940 единицах женской нательной, 435 единицах горничной, 26 единицах верхней одежды. Малочисленность последней группы объясняется тем, что верхняя одежда преимущественно имела универсальный характер, т.е. использовалась мужчинами и женщинами одновременно. Только в 26 случаях была оговорена в источниках её принадлежность – женская. К выделенным группам отнесены соответственно: женская нательная одежда – рубаха; горничная – сарафан, дубас, навершник, верхник, пара; нагрудная: душегрейка, нарукавники, телогрейка, полушубок (тканевой), шугай, шушун; поясная – верхних, запон, передник, фартук, юбка; верхняя – шуба-"галанка", шуба, полушубок, епанечка[167].

Главным элементом костюма женщин и девушек Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв., как и в европейской части страны, являлась рубаха. Она использовалась самостоятельно и в комплекте с сарафаном. Рубаха могла быть цельной или комбинированной из двух частей, отличающихся по названию и материалу. Почти на всей территории изучаемого региона видимый из-под сарафана верх и скрытый низ называли северно-русскими терминами "рукава" и "стан", "становина", "станушка". Становина, как правило, шилась из холста более низкого качества, а рукава, придававшие костюму нарядный вид, — из тонкой домотканины или фабричного материала. Иногда название "рукава" распространялось на женскую рубаху в целом.

В первой половине XIX в. происходит замена традиционного "сарафанного" комплекса на городской — "пару" (юбка и соответствующая нагрудная одежда) или платье — рубаха становится только нижним бельем. Можно заметить, что процент рубах, полностью сшитых из покупных тканей, в XIX в. несколько выше, чем в XVIII в., что является, на наш взгляд, свидетельством возрастания роли фабричных материалов в рассматриваемой группе одежды. Оказывается также, что из приобретенных тканей наиболее употребляемыми были александрийка, фанза, кисея (XVIII в.) и бахта, даба, кисея (первая половина XIX в.), из домашних — холст ленный тонкий[168].

Сарафанный комплекс как вид общерусского женского костюма сформировался в период сложения и развития Русского централизованного государства в XV – XVII вв. и был принесен на территорию Зауралья переселенцами из европейской части страны[169]. Древнейший глухой косоклинный сарафан, сшитый большей частью из перегнутого на плечах полотнища, со вставными слегка скошенными продольными клиньями по бокам, был известен на северо-востоке России как дубас, дубильник (от слова "дубить" — красить). В таком виде и под таким названием сарафаны получили широкое распространение в Западной Сибири.

Уже в начале XIX в. в сибирских уездах Пермской губернии сарафаны, крашеные корой, носили только в уединенных деревнях и только беднейшие женщины, которые "не имели на что купить сандала"[170].

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Предмостная площадь
Предмостная площадь связывает три основных направления: на восток к началу проспекта, на юг — по ул. Матросова и далее в сторону Дивногорска и, через коммунальный мост — западное и северное направления в Москву, Северо — Енисейск и Туру. ...

XIX-XX века в истории Одессы
В 1815 году градоначальником Одессы стал граф Ланжерон, при котором Одесса получила статус порто-франко, которым пользовалась в 1817-1859 годах, т.е. была свободной экономической зоной, где допускались беспошлинные продажа и хранение инос ...

Классификация традиционных календарных праздников и обрядов русского народа
Колядование Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, ...