Одежда Русских крестьян Сибири

Страница 4

В первой половине XIX в. этот древнерусский убор отмечен на юге Томского и в Ялуторовском уезде. Н. Абрамов (1848 г.) так описывал его: "В праздники и на гулянье девушки надевают головной убор, называющийся лентою: это повязка шириною вершка в три из шелковой ткани, с вышивкой золотом или из галунов, с бисерными и жемчуговыми, у богатых, поднизьями. Она, будучи к верху шире, имеет вид короны и завязывается на затылке тонкими лентами. Коса заплетается от самой головы, простирается вниз по шее и спине, оканчивается косником в виде треугольника, сделанного из картузной бумаги, обтянутой шелковой материей с нанизанными на ней бисером разными цветными камешками и фольгой"[181]. Однако под влиянием города лента начинает постепенно вытесняться из костюма девушек. Повсеместно в XIX в. в праздничном наряде незамужних крестьянок присутствовал шелковый платок, повязанный концами назад так, чтобы макушка оставалась открытой. Платок, как предметный символ девичества, фигурировал в свадебном обряде при рукобитии. Он выступал в роли задатка, который обязательно вручался невестой жениху при свадьбе "убегом"[182].

Наиболее распространенным из женских головных уборов в рассматриваемом регионе в XVIII в. являлся кокошник. Его название происходит от слова "кокошь", что одновременно "курица" и "петух". Для этого традиционного в феодальный период на Русском Севере головного убора характерно соединение в одно целое твердой основы и мягкого нарядного верха[183].

М. Швецова описала праздничный головной убор старообрядок — жительниц Змеиногорского округа, "кичку". Он состоял из собственно кички ("сооружения из проволочных обручей, обтянутых материей"), поверх которой надевался "кокошник" из шелка или бархата, вышитый золотом и серебром, сзади к кичке подвязывали позатыльник, закрывающий весь затылок, промежуток между кокошником и позатыльником покрывался шалью[184].

В качестве зимнего головного убора в Западной Сибири повсеместно в конце XVIII – XIX вв. женщинами использовался чебак — теплая шапочка, подбитая и опушенная различными мехами (у "избыточных" — собольими), покрытая фабричным сукном или шелком (штофом). Чебак, как правило, покрывали "шапошным" платком, шалью[185].

В женский костюм в Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв. входила преимущественно кожаная, иногда валяная обувь. До середины XVIII в. крестьянки носили в основном коты (род полусапожек), башмаки, которые приобретали на рынке. Во второй половине века женщины начинают использовать чарки, считавшиеся ранее в основном мужской обувью. В первой половине XIX в. на всей территории Западной Сибири повседневная и нарядная обувь была однотипна. В будни женщины носили чарки (род калош, толстые башмаки с опушками и оборочками), обутки (Шадринский уезд) с шерстяными чулками[186].

Рассмотренные элементы женской одежды в определенных сочетаниях с друг другом составляли более или менее устойчивые комплекты. Приведем описания некоторых из них. Повседневный наряд жительниц Тарского, Ишимского округов Тобольского наместничества (конец XVIII в.) может быть представлен так: холщовая домотканая рубашка, крашеный холщовый сарафан, коричневый или синий, чепец шелковый с позументом (Ишимский округ); в ушах — серьги "со ставками" средней величины, козловые или юфтевые башмаки, мужские чарки (у бедных)[187].

В Ялуторовском уезде (первая половина XIX в.) женщины-крестьянки обычно носили рубашку холстяную, дубас из крашеного холста, пояс, сплетенный из разноцветных шерстяных нитей, повойник, чарки. В праздничные дни — рубашку из тонкого белого холста с нарядной запонкой (на груди под рубахой, как и в будни, — крест), сарафан — смотря по состоянию — темно-фиолетового холста, ситца, китайки или шелка, пояс из разноцветного шелка, на шее бусы: маржан и корольки, китайский жемчуг (у богатых), цепец (кокошник), повязанный "бумажным" или шелковым платком. Зимой, кроме того, надевали крытые шубы с краганами (капюшонами) на заячьих, беличьих мехах[188].

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Современность
Современный ритм жизни заметно изменил многие устои и традиции наших предков. Население сел оказалось втянутым в те экономические, социальные, политические изменения, которые характерны для всего российского государства. Нет сегодня разви ...

Песни терских казаков как этнографический источник в работах кавказоведа С.А. Чекменева
Песни терских казаков опубликованные в дореволюционный период Д.Борисовым, Ф.Гребенцом, А.Баскаковым и др. (СМОМПК, ЗТОЛКС) недостаточно востребованы как этнографический источник. А между тем в них содержится ценный материал о многих стор ...

Татарский костюм
Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов. Он включает одежду как повседневную, та ...