Одежда Русских крестьян Сибири
В первой половине XIX в. этот древнерусский убор отмечен на юге Томского и в Ялуторовском уезде. Н. Абрамов (1848 г.) так описывал его: "В праздники и на гулянье девушки надевают головной убор, называющийся лентою: это повязка шириною вершка в три из шелковой ткани, с вышивкой золотом или из галунов, с бисерными и жемчуговыми, у богатых, поднизьями. Она, будучи к верху шире, имеет вид короны и завязывается на затылке тонкими лентами. Коса заплетается от самой головы, простирается вниз по шее и спине, оканчивается косником в виде треугольника, сделанного из картузной бумаги, обтянутой шелковой материей с нанизанными на ней бисером разными цветными камешками и фольгой"[181]. Однако под влиянием города лента начинает постепенно вытесняться из костюма девушек. Повсеместно в XIX в. в праздничном наряде незамужних крестьянок присутствовал шелковый платок, повязанный концами назад так, чтобы макушка оставалась открытой. Платок, как предметный символ девичества, фигурировал в свадебном обряде при рукобитии. Он выступал в роли задатка, который обязательно вручался невестой жениху при свадьбе "убегом"[182].
Наиболее распространенным из женских головных уборов в рассматриваемом регионе в XVIII в. являлся кокошник. Его название происходит от слова "кокошь", что одновременно "курица" и "петух". Для этого традиционного в феодальный период на Русском Севере головного убора характерно соединение в одно целое твердой основы и мягкого нарядного верха[183].
М. Швецова описала праздничный головной убор старообрядок — жительниц Змеиногорского округа, "кичку". Он состоял из собственно кички ("сооружения из проволочных обручей, обтянутых материей"), поверх которой надевался "кокошник" из шелка или бархата, вышитый золотом и серебром, сзади к кичке подвязывали позатыльник, закрывающий весь затылок, промежуток между кокошником и позатыльником покрывался шалью[184].
В качестве зимнего головного убора в Западной Сибири повсеместно в конце XVIII – XIX вв. женщинами использовался чебак — теплая шапочка, подбитая и опушенная различными мехами (у "избыточных" — собольими), покрытая фабричным сукном или шелком (штофом). Чебак, как правило, покрывали "шапошным" платком, шалью[185].
В женский костюм в Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв. входила преимущественно кожаная, иногда валяная обувь. До середины XVIII в. крестьянки носили в основном коты (род полусапожек), башмаки, которые приобретали на рынке. Во второй половине века женщины начинают использовать чарки, считавшиеся ранее в основном мужской обувью. В первой половине XIX в. на всей территории Западной Сибири повседневная и нарядная обувь была однотипна. В будни женщины носили чарки (род калош, толстые башмаки с опушками и оборочками), обутки (Шадринский уезд) с шерстяными чулками[186].
Рассмотренные элементы женской одежды в определенных сочетаниях с друг другом составляли более или менее устойчивые комплекты. Приведем описания некоторых из них. Повседневный наряд жительниц Тарского, Ишимского округов Тобольского наместничества (конец XVIII в.) может быть представлен так: холщовая домотканая рубашка, крашеный холщовый сарафан, коричневый или синий, чепец шелковый с позументом (Ишимский округ); в ушах — серьги "со ставками" средней величины, козловые или юфтевые башмаки, мужские чарки (у бедных)[187].
В Ялуторовском уезде (первая половина XIX в.) женщины-крестьянки обычно носили рубашку холстяную, дубас из крашеного холста, пояс, сплетенный из разноцветных шерстяных нитей, повойник, чарки. В праздничные дни — рубашку из тонкого белого холста с нарядной запонкой (на груди под рубахой, как и в будни, — крест), сарафан — смотря по состоянию — темно-фиолетового холста, ситца, китайки или шелка, пояс из разноцветного шелка, на шее бусы: маржан и корольки, китайский жемчуг (у богатых), цепец (кокошник), повязанный "бумажным" или шелковым платком. Зимой, кроме того, надевали крытые шубы с краганами (капюшонами) на заячьих, беличьих мехах[188].
Популярные материалы:
1700 - 1800 года
В 1688 г. крепость Самара получила статус города.
В 1700 и 1703 годах в Самаре случились страшные пожары. Однако крепость уцелела.
Расширение границ русского государства привело к тому, что к 1739 г. В. Н. Татищев доложил: "Ныне, с ...
Становление этнологии как науки
Предыстория этнологии.
История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей. Становление этнологии как самостоятельной на ...
XIX-XX века в истории
Одессы
В 1815 году градоначальником Одессы стал граф Ланжерон, при котором Одесса получила статус порто-франко, которым пользовалась в 1817-1859 годах, т.е. была свободной экономической зоной, где допускались беспошлинные продажа и хранение инос ...