Одежда Русских крестьян Сибири

Страница 2

На протяжении XVIII — XIX в. повсеместно в Западной Сибири комплекс с сарафаном был основным типом как повседневной, так и праздничной одежды крестьянок. Под влиянием социально-экономических условий наблюдаются изменения его составных частей (в покрое, наборе тканей), совпадающие с общими тенденциями развития женского костюма в период позднего феодализма.

Сочетание юбки с шушуном, шугаем, душегрейкой, характерное для XVIII — XIX в., не получило определенного термина. В крестьянской среде такая одежда распространялась под влиянием города. «Пара» как вид одежды женщин на территории Западной Сибири, прослеживается со второй половины XVIII в. В Тарском уезде молодые женщины побогаче в праздничные дни надевали юбки с шушунами из шелковых материй, предпочитая их сарафанам. Менее состоятельные носили пары китайчатые, кумачные и бахтовые[171]. Комплекс с юбкой — «пара», наряду с сарафанами, бытовал у крестьянок, живущих в городе, близлежащих к нему местностях и притрактовых районах, в качестве нарядного использовался состоятельными сельскими женщинами. Из поясной одежды, встретившейся нам в описях имущества сельских жителей Томского уезда, обращают на себя внимание "юбка коломенчатая полосатая 8 полос", и "юбка коломенчатая" (т.е. из коломянки — шерстяной полосатой домотканины). Женщины, имевшие такие юбки, сарафанов не носили. Этнографами установлено, что у русских полосатая юбка была лишь у отдельных групп населения, пограничных с белорусами, или у жителей, переселенных из этих мест и вошедших в состав служилых людей в XVI—XVII вв.". Из западных земель Смоленщины, Белоруссии подобные юбки, по мнению Г.С. Масловой, были занесены на Русский Север, а оттуда — в Сибирь[172]. Юбку-андарак в южные лесостепные уезды Западной Сибири могли принести переселенцы как из северно-русских, так и из западнорусских губерний.

Наряду с районами, в которых динамично сосуществовали оба комплекса, выделяются местности с явным преобладанием одного из них. Бытование у березовских крестьянок, по данным Н. Абрамова, только юбок с шушунами и отсутствие сарафанов объясняется особенностями хозяйственной деятельности населения, большое место в которой занимала торговля, а следовательно, и контакты с горожанами. В Березове практически невозможно было отыскать семейство, не имевшее непосредственных связей с Тобольским рынком[173]. В развитом в сельскохозяйственном отношении Ишимском округе распространенный женский костюм составляли, по наблюдению Н. Черняковского, душегрейки и юбки. Сильное влияние города привело к тому, что в 40-е гг. XIX в. в Тобольском округе (с. Долгоярское) сарафаны почти полностью были вытеснены юбкой с шушуном (телогрейка с рукавами)[174].

Завершающим компонентом в комплексах с юбкой и сарафаном у сельских женщин в изучаемом регионе, как и в европейской, части страны, являлась поясная одежда (от пояса до подола на завязке по талии) под общим названием передник. В районах первоначального освоения, в частности в Тюменском уезде, с начала XVIII в. она была известна как "верхник" (термин, бытующий на северо-западе России), на юге Западной Сибири, в Томском уезде — как "запон", "запан" (такое обозначение применялось в центральных и южнорусских губерниях и в соседнем Пермском крае). Повседневные передники, предохранявшие одежду от загрязнения, шили из холста, праздничные — как дополнительное украшение в костюме — из браного холста, фабричных тканей с галунами. В Каннском, Томском уездах, у старообрядцев-"поляков" и у бухтарминских "кержаков" на Алтае женщины носили и передники с рукавами — нарукавники. В зависимости от тканей, украшений они использовались как рабочие или нарядные[175].

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Традиции
Эстония, прежде всего – страна, верно, хранящая национальные традиции. Ни в одной другой стране не уделяют столько внимания традиционным направлениям культуры и развитию новых форм искусства, поддержке молодых талантов. Многие обычаи ухо ...

Брак и семья
Брак - одна из важнейших форм человеческих взаимоотношений, прошедшая очень сложный и долгий путь развития. Как и всякое официальное явление, становление института брака происходило под влиянием господствовавших у англичан в то или иное в ...

Народные промыслы
В послереволюционные годы изучение народного искусства калужского края становится важной составной частые краеведческой, работы. В этот период в Калуге функционируют Калужское общество краеведения, Калужское общество истории и древностей, ...