Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема

Страница 1

На сегодняшний день остро стоит вопрос о сохранении и развитии культурных особенностей народов, их обычаев и традиций. В век научно технических достижений все "этническое" и "этнокультурное" уходит и может навсегда исчезнуть, тогда мы потеряем жизненно необходимую связь с культурным богатством предшествующих поколений. Там где наиболее остро ощущается утрата традиций, наблюдается дисгармония человека с природой, обществом и даже с самим собой. Практически каждая культура, существующая в любой общественной системе, втянута в общемировой процесс урбанизации со всеми его положительными и отрицательными последствиями. Изучение, сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса представляет большой научный и практический интерес.

Сохранение и развитие культур коренных народов мира - одна из важнейших проблем, стоящих перед современной цивилизацией, вступившей ныне в период общесистемного кризиса. Можно констатировать, что одной из важнейших причин этого кризиса является тупиковый характер нынешних процессов глобализации, когда права многих коренных народов попираются, а традиционные ценности, позволявшие этим народам в течение столетий сохранять свою идентичность и вести продуктивный диалог с другими народами и культурами, - игнорируются. В результате вместо вечных норм морали насаждается культ наживы и силы; вместо уважения к родному языку и национальным традициям - космополитические установки и презрение к родным очагам; вместо благоговейного отношения к природе - культ ее безнаказанного расхищения во имя сиюминутных частных интересов.

Кризис современного мира - это кризис общества бездумного материального потребительства, финансовых спекуляций и бескорневой глобалистской псевдокультуры. Сегодня можно со всей определенностью утверждать, что идея сторонников глобализации о создании космополитического индивида, а точнее "нового номада", который с легкостью менял бы Родину, место жительства, языки, свою культурную принадлежность и даже пол, - полностью провалилась. В этих условиях особое значение приобретают те регионы Земли, где еще сохранились живые родники народной культуры, традиционные ремесла и искусства, девственные природные ландшафты, опыт традиционного природопользования, без которых выживание человечества немыслимо.

В настоящее время мы живем бурной жизнью. Постсоветский период изменил социально-экономическое развитие страны, общество разделено на богатых и бедных, имущих и не имущих. Развивающийся неокапитализм ухудшил положение простого народа, привел его к обнищанию. В современных условиях безработица влечет целый ряд негативных явлений: алкоголизм, моральное разложение молодежи, средства массовой информации, играющие отрицательную роль в воспитании молодого поколения. Доминирующее место в программе телевидения занимают боевики со сцепами убийств, действиями маньяков и грабителей. Все это воспринимается молодежью как образец поведения. Традиционное семейное воспитание рушится. Дети не слушают родителей, родители для детей не авторитет, у молодого поколения за постсоветский период выработалось иждивенческое отношение к жизни: "родители должны", "родители обязаны". В этих условиях актуальным становится возвращение к традиционным ценностям и системе воспитания.

В обычаях и традициях всегда закрепляется то, что достигнуто в общественной и личной жизни; они мощные средства стабилизации утвердившихся общественных отношений. Обычаи и традиции передаются из поколения в поколение, они складываются, изменяются и совершенствуются веками. Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе и социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми, способствующими становлению новых прогрессивных общественных отношений. Обычай вводит молодое поколение в "тропу", проложенную старшим поколением, через детальную регламентацию действий в конкретных ситуациях. Духовные качества человека вырабатываются постепенно и обычай их формирует. Обычаи и традиции тесно переплетаются и неотделимы друг от друга.

Традиция означает передачу элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению и сохраняя их в определенных обществах, каналах, социальных группах в течении длительного времени. Традиции способны служить сохранению отживших общественных и культурных форм, но могут способствовать развитию творческих начал в обществе и культуре.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Селькупы
СЕЛЬК‘УПЫ, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах ...

Хлебопашество
Главная роль в экономике края принадлежала земледелию. Первая борозда была проведена, как только русские пришли на пригодные для этого земли. Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись все: и крестьяне, и казаки, и посадские, и ...

Народный костюм
Народный костюм - традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнам ...