Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема

Страница 2

Алтай - один из духовных полюсов планеты, где с давних времен свободно сошлись и мирно сосуществуют вплоть до сегодняшнего дня ключевые этносы Евразии: тюркский, монгольский, славянский. Здесь издревле вступали в продуктивное взаимодействие все мировые религии: ислам, буддизм и христианство, а также традиционные языческие верования, уходящие в глубокую древность. На Алтае накоплены величайшие духовные ценности в области художественных ремесел, пения, танцев, изобразительного искусства, литературы, навыков гармоничного сосуществования человека и природы.

Культура алтайских народов - это общемировое сокровище, нуждающееся сегодня в деятельной защите как со стороны самих этих народов, так и со стороны государственных органов.

В Республике Алтай на сегодняшний день проживает около 30 % алтайцев, 60 % русских и 5,6 % казахов. Алтайцы не представляют собой единого этноса: есть северные алтайцы. К ним относятся тубаралары, кумандинцы, челканцы, шорцы. Есть южные алтайцы - это алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Самый многочисленный субэтнос алтайцев - алтай-кижи. Статус малочисленных народов официально закреплен за кумандинцами, челканцами, тубаралами и телеутами.

В республике - десять районов, которые различаются как своим национальным составом, так и численностью жителей. В северных районах республики - Майминском, Турачакском, Чойском - небольшое количество алтайцев проживает в преимущественном окружении русских. Например, в сел. Кара-Кокша в Чойском р-не проживает 147 тубаларов и 1400 русских. В центральной части Горного Алтая - в Шебалинском и Онгудайском р-нах - проживает от 30 до 50 % алтайцев от общей численности жителей этих районов. В этой части республики находятся алтайские селения численностью от 500 до 1000 чел., есть смешанные селения, в которых проживают русские и алтайцы, есть и русские селения. В южных районах республики - Улаганском, Усть-Кокскинском и Усть-Канском р-нах - численность алтайцев, в том числе и малочисленного субэтноса теленгитов, увеличивается. В Кош-Агачском р-не в основном проживают казахи, обосновавшиеся здесь в 1870-е гг. в период их миграций из Казахстана в Монголию.

Специфика расселения народов, населяющих Республику Алтай, оказывает значительное влияние на формирование современного культурного поля и современной культурной политики. Алтайская культура функционирует в Горном Алтае очень неравномерно. Она плохо сохранилась в северной части республики (в Майминском, Чойском, Турачакском р-нах). Здесь много браков между русскими и алтайцами. Проживающие здесь алтайцы плохо знают алтайский язык, предпочитая использовать русский. При организации свадьбы или похорон они не придерживаются алтайских традиций и больше тянутся к русской и российской культуре.

В большей степени алтайская традиционная культура сохраняется в южной части Горного Алтая: в Онгудайском, Усть-Канском, Усть-Коксинском, Кош-Агачском и Улаганском р-нах. Обычаи и народные традиции здесь функционируют и в общественном быту (например, институт уважения старших, этикет взаимоотношения мужчин и женщин) и в семейной сфере (свадебный и похоронный обряды, традиция избегания женщин, обряды ухода за детьми). Южные алтайцы готовят национальную пищу, носят национальные костюмы, строят традиционные постройки (аилы) и придерживаются языческих верований. В полном объеме в этих районах используется разговорный алтайский язык.

У алтайцев, конечно, распространен русский язык, но основным является алтайский. Язык алтайцев - это предмет долгих научных споров. Дело в том, что языки всех народов мира - это история народа. Зародившийся в глубокой древности, язык проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и влияет сам на соседние языки. Алтайский язык повлиял на огромное количество языков мира - от турецкого до японского. Именно поэтому эти языки, как и многие другие, сегодня входят в алтайскую языковую семью. Более того, анализ древних шумерских клинописных текстов, найденных на территории современного Ирака (древней Месопотамии), показал, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в том числе и алтайские, слова и целые фразы. Таких совпадений очень много, более 4-х сотен. Приведенные схождения дают убедительные доказательства в родстве шумерского и алтайской семьи языков. Древние шумеры были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен и соединились с индоевропейцами. На алтайском языке есть диалекты - алтай кижи, телеут, теленгит, туба, телесский, кумандинский и челканский. На сегодняшний день письменность на основе русской графики.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Музеи в условиях репрессий дальневосточной интеллигенции
К середине 1930-х гг. в СССР утвердилась система управления государством с характерной для неё максимальной централизацией власти в руках высшего политического руководства и аппарата управления. Провозглашённая культурная революция изнач ...

Танцевальная культура эвенов и эвенков
Традиционным занятием кочевых северных народов в далеком прошлом была охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах рыболовство и отчасти охота на морского зверя. Эвены и их ближайшие родственники эвенки очень сходны по язык ...

Башкирия в период утверждения капитализма
В первой половине XIX века феодально-крепостническая система в России переживала глубокий кризис. Помещичьи и горнозаводские крестьяне находились в личной зависимости от помещиков и заводчиков и испытывали тяжёлый феодальный гнёт, в основ ...