Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема
Религиозные воззрения алтайцев зародились в глубокой древности. Первоначально алтайцы - это язычники-пантеисты. Их религиозное учение - шаманизм. По канонам этой религии, существует два божества - Ульгень и Эрлик. Ульгень - бесконечно доброе божество, живущее на небе. Эрлик - владыка подземного царства. Однако не стоит отождествлять Эрлика с христианским Сатаной. Он, скорее, подобен древнегреческому Аиду. Алтайцы считают, что Эрлик научил шаманов камлать, т.е. совершать шаманский обряд.
Кроме двух высших божеств, мир населён огромным количеством разных духов. В первую очередь это, конечно, духи природы. Каждому природному объекту, по представлениям алтайцев, соответствует свой дух, называющийся Ээзи. В каждой горе живет свой Туу-Ээзи, в реке или источнике - Суу-Ээзи, духами населены деревья, перевалы, камни, озёра и т.д. Именно у этих духов алтайцы просят благословения, привязывая кыйра (ленточки) у источников Аржан-Суу, на перевалах и других местах.
В начале XX века на Алтае появились первые представители бурханизма. Ученые считают бурханизм видоизменённым буддизмом, а Бурхана многие отождествляют с Матрейей - грядущим Буддой. Идея бурханизма заключается в ожидании Белого Бурхана - мудрого правителя, который должен прийти на Алтай и освободить его от иноземных захватчиков. Вестником Бурхана должен выступать хан Ойрот - священная личность для всех тюркских народов.
В конце 19 века на Алтай пришли православные миссионеры. Создавая благоприятные условия жизни для перешедших в христианство язычников, православная церковь быстро стала популярной среди алтайцев. Однако, алтайцы долго хранили веру в языческих духов, по-прежнему обращались к шаманам.
Сегодня религия алтайцев представляет смесь из ценностей и ожиданий бурханизма, заповедей православия, традиций и верований шаманизма и даже из элементов буддизма. Пожалуй, это и стоит понимать под современными верованиями алтайского народа.
Алтайцы занимались скотоводством, мотыжным земледелием сажали ячмень, ловили рыбу, охотились, собирали кедровый орех, коренья, дикую коноплю для изготовления холста.
Национальное жилище алтайцев - аил (приложение №1). Это шестиугольная постройка из бруса, с конусообразной крышей. В центре крыши находится дымоходное отверстие, а в центре самого помещения - очаг. Домашний огонь - священен для алтайцев. Они одухотворяют очаг, называя его по имени От-Эне - мать-огонь. В него нельзя бросать мусор или окурки, от него нельзя прикуривать или плевать в огонь. Хозяйка дома должна следить за состоянием огня в очаге, он не должен потухнуть. Если же так вышло, и очаг угас, совершается сложный ритуал переноса огня из другого аила. Ходить в аиле можно только против часовой стрелки. Помещение условно разделено на женскую и мужскую половину, а дорогого гостя всегда усаживают на самое почётное место - напротив очага. На сегодняшний день аилы стоят во дворах многих алтайских жилищ, однако алтайцы предпочитают жить в просторных избах, а аилы использовать в качестве летней кухни, сушить в них сыр и вялить мясо.
Алтайцы носили холщовые рубахи и штаны, сверху суконный халат (чекмень). Зимой носили длинные овчинные шубы, кожаные или меховые сапоги, шапки и платки (приложение №2). Замужние женщины носили поверх одежды чегедек - длиннополую безрукавку. У тюрков одежда служила своеобразным паспортом - указывала на этническую, половую, возрастную принадлежность и была символом, отмечавшим социальное положение человека. Переход в иной возрастной класс знаменовался изменением прически набора украшений и деталей одежды. В алтайской семье очень большое внимание уделяется прическе и накосным украшениям. Эти детали внешнего вида имели определенный ритуальный характер в алтайской традиции.
Алтайцы ели мясо, свежую и сушеную рыбу, мясную и молочную кашу, талкан (муку из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений. Ели также и твердый конечный сушенный сыр - курут и пресный сыр - пыштак. Пили квашенное коровье и кобылье молоко - чеген.
Не стоит забывать, что Республику Алтай называют "центром вселенной", т.к. он находится на равном удалении от четырех океанов. Именно по этому, в Горный Алтай приезжают отдыхать туристы со всего света. Не зная обычаи и традиции местных жителей, они засоряют, не дают развиваться традиционной алтайской культуре.
На сегодняшний день проблему сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса пытаются решить и на государственном уровне. Так 23 апреля 2006 года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры и массовых
Популярные материалы:
Саратовский край в середине XVIII века
В середине века продолжало возрастать торгово-транспортное значение Волги и Саратова. В этом немалую роль сыграло хозяйственное освоение территории юго-восточных губерний. Каждую навигацию к Саратовской пристани приходило несколько сотен ...
Семейные традиции и обряды казаков
Без знания прошлого невозможна и современная жизнь. Большую роль на развитие отношений между Дагестаном и Россией имело казачество. Эта сложная этническая и культурная общность до сих пор проживает в нашей республике. Она бережет свои кор ...
Миграции и переселения раскольников в Нижегородском Поволжье
Раскольники других губерний нередко бывали в Нижнем Новгороде, и тем поддерживали связи своих общин с Нижегородскими старообрядцами. Этому во многом способствовало расположение города, находящегося на перепутье из внутренней России в вост ...