Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса как проблема

Страница 3

Религиозные воззрения алтайцев зародились в глубокой древности. Первоначально алтайцы - это язычники-пантеисты. Их религиозное учение - шаманизм. По канонам этой религии, существует два божества - Ульгень и Эрлик. Ульгень - бесконечно доброе божество, живущее на небе. Эрлик - владыка подземного царства. Однако не стоит отождествлять Эрлика с христианским Сатаной. Он, скорее, подобен древнегреческому Аиду. Алтайцы считают, что Эрлик научил шаманов камлать, т.е. совершать шаманский обряд.

Кроме двух высших божеств, мир населён огромным количеством разных духов. В первую очередь это, конечно, духи природы. Каждому природному объекту, по представлениям алтайцев, соответствует свой дух, называющийся Ээзи. В каждой горе живет свой Туу-Ээзи, в реке или источнике - Суу-Ээзи, духами населены деревья, перевалы, камни, озёра и т.д. Именно у этих духов алтайцы просят благословения, привязывая кыйра (ленточки) у источников Аржан-Суу, на перевалах и других местах.

В начале XX века на Алтае появились первые представители бурханизма. Ученые считают бурханизм видоизменённым буддизмом, а Бурхана многие отождествляют с Матрейей - грядущим Буддой. Идея бурханизма заключается в ожидании Белого Бурхана - мудрого правителя, который должен прийти на Алтай и освободить его от иноземных захватчиков. Вестником Бурхана должен выступать хан Ойрот - священная личность для всех тюркских народов.

В конце 19 века на Алтай пришли православные миссионеры. Создавая благоприятные условия жизни для перешедших в христианство язычников, православная церковь быстро стала популярной среди алтайцев. Однако, алтайцы долго хранили веру в языческих духов, по-прежнему обращались к шаманам.

Сегодня религия алтайцев представляет смесь из ценностей и ожиданий бурханизма, заповедей православия, традиций и верований шаманизма и даже из элементов буддизма. Пожалуй, это и стоит понимать под современными верованиями алтайского народа.

Алтайцы занимались скотоводством, мотыжным земледелием сажали ячмень, ловили рыбу, охотились, собирали кедровый орех, коренья, дикую коноплю для изготовления холста.

Национальное жилище алтайцев - аил (приложение №1). Это шестиугольная постройка из бруса, с конусообразной крышей. В центре крыши находится дымоходное отверстие, а в центре самого помещения - очаг. Домашний огонь - священен для алтайцев. Они одухотворяют очаг, называя его по имени От-Эне - мать-огонь. В него нельзя бросать мусор или окурки, от него нельзя прикуривать или плевать в огонь. Хозяйка дома должна следить за состоянием огня в очаге, он не должен потухнуть. Если же так вышло, и очаг угас, совершается сложный ритуал переноса огня из другого аила. Ходить в аиле можно только против часовой стрелки. Помещение условно разделено на женскую и мужскую половину, а дорогого гостя всегда усаживают на самое почётное место - напротив очага. На сегодняшний день аилы стоят во дворах многих алтайских жилищ, однако алтайцы предпочитают жить в просторных избах, а аилы использовать в качестве летней кухни, сушить в них сыр и вялить мясо.

Алтайцы носили холщовые рубахи и штаны, сверху суконный халат (чекмень). Зимой носили длинные овчинные шубы, кожаные или меховые сапоги, шапки и платки (приложение №2). Замужние женщины носили поверх одежды чегедек - длиннополую безрукавку. У тюрков одежда служила своеобразным паспортом - указывала на этническую, половую, возрастную принадлежность и была символом, отмечавшим социальное положение человека. Переход в иной возрастной класс знаменовался изменением прически набора украшений и деталей одежды. В алтайской семье очень большое внимание уделяется прическе и накосным украшениям. Эти детали внешнего вида имели определенный ритуальный характер в алтайской традиции.

Алтайцы ели мясо, свежую и сушеную рыбу, мясную и молочную кашу, талкан (муку из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений. Ели также и твердый конечный сушенный сыр - курут и пресный сыр - пыштак. Пили квашенное коровье и кобылье молоко - чеген.

Не стоит забывать, что Республику Алтай называют "центром вселенной", т.к. он находится на равном удалении от четырех океанов. Именно по этому, в Горный Алтай приезжают отдыхать туристы со всего света. Не зная обычаи и традиции местных жителей, они засоряют, не дают развиваться традиционной алтайской культуре.

На сегодняшний день проблему сохранения и развития празднично-обрядовой культуры алтайского этноса пытаются решить и на государственном уровне. Так 23 апреля 2006 года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры и массовых

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Фольклорные традиции казачества Юга России в 1930-е гг
В период сплошной коллективизации, когда среди партийно-советского руководства окрепло убеждение в неизбежности растворения казачьих сообществ в массе колхозного крестьянства, старинные (во всяком случае, досоветские) песни донских, кубан ...

Гощение невесты у жениха
В Заонежье существовал обычай приезжать невесте в гости к жениху, отгащивать, но он соблюдался не повсеместно и не был обязательным. Жених заранее приглашал невесту вместе с её подругами, а также своих близких товарищей и холостых родстве ...

Трансформация местного самоуправления в России и на Ставрополье в середине XIX – начале XX вв.
Государственные крестьяне в первой половине XIX века составляли около половины податного населения России, а в отдель­ных районах, как это было на Ставрополье, абсолютное большинство. Ухудшение положения государственных крестьян, которое ...