Этническая история башкир на Урале

Страница 1

На Урале, судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К IX-X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, который указал примерные пределы страны башкир. Другой арабский автор — ал-Масуди (умер около 956 г.), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминает башкир. О башкирах как основном населении Южного Урала писали и другие авторы. Ибн-Руст (903 г.) сообщал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Достоверные данные о башкирах содержит книга Ахмеда ибн-Фадлана, который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их как воинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям. В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с небесным богом Тенгри.

По многим историческим источникам считается, что в формировании башкир основную роль сыграли тюркские кочевые племена, которые волнами приходили на территорию Южного Урала с востока, начиная с 4 в.н.э. Здесь эти племена вступали во взаимодействие с местным финно-угорским и ираноязычным населением. Большое значение для этногенеза башкир имело движение в Южное Приуралье печенежско-огузского населения в 8-10 вв., с ним связано и появление этнонима башкорт. Впервые как «ал-башгирд» он упоминается в 922 г. в описании путешествия на Волгу арабского путешественника Ибн-Фадлана. Процесс этногенеза башкир завершился к началу 13 в. Башкиры были составной частью населения Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды и Казанского ханства. В середине 16 в. земли башкир вошло в состав Русского государства. В 1919 г. была создана Башкирская АССР в составе РСФСР, С 1992 г. название национальной государственности башкирского этноса - Республика Башкортостан.

Башкиры (самоназвание башкорт) — тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южно - степной полосы. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на юге Башкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере — земледельческо-охотничьи племена ананьинскои культуры, предки финно-угорских народов. В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, к концу 1-го тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика Башкиров, в этногенезе башкиры участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее — кыпчаки (XI— XIII вв.) и некоторые монгольские племена (XIII—XIV вв.). В арабских источниках башкиры упоминаются в IX—X вв. под наименованием «башгирд» («башгурд»). Так, по сообщению Ибн Фадлана, во время его путешествия (922) в Болгар, переправившись через р. Чаган (прав. приток Яика), посольство попало «в страну народа башгирд». Арабский географ и дипломат обзывает их «худшими из тюрок . более других посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы для безопасности высылали вперед вооружённый конный отряд.

В IX—XIII вв. башкиры кочевали отдельными родами в Предуралье, на Юж. Урале и между реками Волга и Яик (Урал). Занимались кочевым скотоводством, а также рыболовством, охотой и бортничеством. В X—XIII вв. у башкир началось разложение родовых отношений, и они стали кочевать уже отдельными группами в 10—30 семей. Длительное время у них сохранялось патриархальное рабство. В конце XII— начало XIII вв. зарождаются феодальные отношения. В X—XIII вв. западные башкиры подчинялись Волжско-Камской Булгарии. Башкиры были идолопоклонниками, с X в. к ним из Булгарии начинает проникать ислам; верующие башкиры — мусульмане-cyнниты. В 1229 на территории Башкирии вторглись татаро- монголы и к 1236 полностью покорили башкир, вошедших со своими кочевьями в улус Шейбани — брата Бату-хана. Во 2-й пол. XV в., после распада Золотой Орды, южная и юго-восточная территория башкирских кочевий отошла к Ногайской орде, западной часть — к Казанскому ханству, а северо – восточная — к Сибирскому ханству. С присоединением (1552) к России Казанского ханства западные башкиры стали подданными Русского государства.

С 1557 почти все башкирские кочевья стали платить ясак (дань) русскому царю. В конце XVI — начале XVII в. восточные башкиры также оказались под властью России. С 1586 началась активная колонизация русскими территориями башкирами с северо-востока и низовьев Яика. Сами себя башкиры считали потомками ногайцев, на которых они действительно походили некоторыми физическими чертами, однако киргизы называли их остяками и рассматривали башкир как соплеменников этого сибирского народа, смешанного с татарами. У горных башкир, вероятно, дольше всего сохранявших первоначальный тип в наибольшей чистоте, голова чаще всего была маленькой, но весьма широкой; между ними встречались рослые и сильные типы с правильными чертами лица, весьма схожие с трансильванскими мадьярами, отчего им довольно долго приписывалось угорское происхождение. У большинства башкир лицо плоское, кругловатое, нос небольшой, немного вздёрнутый, глаза маленькие, серые или карие, уши большие, борода редкая, лицо доброе и приятное. И действительно, простые люди были очень добродушными, доброжелательными, приветливыми и принимали иноземцев с самым радушным гостеприимством, которое те часто употребляли хозяевам во зло. Медленные в работе, они далеко превосходили русских аккуратностью и исправностью.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Жених приглашает "породу"
В то время как невеста гостила у своих родственников, жених в течение предсвадебной недели объезжал свою родню в сопровождении товарищей, холостых парней, ездил породу приглашать. Его поезд состоял из семи-восьми повозок, в которых распол ...

История прадздника масленица
Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуетс ...

Фашистский оккупационный режим на белорусской земле
Захватив территорию Беларуси, гитлеровцы ликвидировали государственную самостоятельность Белорусского народа и территориальную целостность республики. -территория Витебской, Могилевской, большая часть Гомельской, восточные районы Минской ...