Прялки семейских Забайкалья

Изготовление прялок у семейских Забайкалья не было промыслом, скорее мелким ремеслом, обслуживающим небольшую округу. Основная коллекция прялок хранится в фондах Читинского краеведческого музея им. Кузнецова и Гладких, в коллекции входят прялки, собранные научно-исследовательскими экспедициями и переданными от частных лиц.

Основанием для выделения прялок семейских Забайкалья послужило своеобразие их формы и декоративного убранства. Эти прялки относятся к корневым «саморослым». Для них характерна широкая, сильно вытянутая лопаска. Плоскость лопаски спускается почти до основания прялки, ее ножка короткая, прочная.

Наблюдается и смешанный характер декоративной обработки – резьба и раскрас (редко роспись). Раскраска обычно ослабляет декоративность выемчато-трехгранной резьбы. Геометрические мотивы трехгранно-выемчатой резьбы покрывают лопасть и ножку прялки. В центре лопаски располагается обычно сложная композиция из крупной розетки и обрамляющих ее мелких розеток, полурозеток, дуг. Верхняя и нижняя части лопаски покрыты горизонтальными и диагональными рядами орнаментальных полос, каждая из которых построена на повторе какого-либо элемента-квадрата, ромба, треугольника, веерообразных и звездообразных форм. В прялках семейских Забайкалья ощущается глубокая традиция трехгранно-выемчатой резьбы Русского Севера и по своим выразительным средствам близка к местным видам «глухой» и строчечной вышивки, бранного ткачества. Лаконизм геометрических мотивов, обобщенность декоративной композиции позволили Б.А.Рыбакову рассматривать композицию декора семейских «как разновидность композиций космогонического типа, связанную с языческой культурой. Весь облик прялок – высоких, массивных, простых в очертаниях, выполненных из тесаных топором досок – напоминает о древних монументальных формах искусства».[42]

Таким образом, можно сделать вывод, что роль прялки отвечала у семейских Забайкалья многим социально-психологическим потребностям сельского быта. Прялка была знаком всего бытия семейской женщины, в особенности высшего этапа ее жизни – девичества, где роль прялки – символ девичьих посиделок. Прялка сопровождала последующую жизнь женщины, будучи одновременно знаком связей между членами семьи – отец делал прялку для дочери, муж – для жены, мать передавала ее дочери по наследству, жених дарил невесте. Прялка по существу не была предметом быта, скорее, символом бытия. Ее выраженная художественная функция определила то совершенно особое место, которое прялка семейских Забайкалья занимает в народном искусстве XIX-XX вв. Прялка семейских Забайкалья – один из стойких этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление декоративно-прикладного искусства.

Популярные материалы:

Историография и источники
Данная тема, посвященная изучению роли пожилых людей в семейной обрядности, неравномерно обеспечена источниками и литературой. На сегодняшний день не было издано отдельной монографии по этой проблеме, но существует большое количество исто ...

Петропавловский собор
Собор св. Петра и Павла был построен в камне в 1712-1732 гг. по проекту Д. Трезини. Главным украшением собора является его многоярусная колокольня с высоким шпилем. Первоначально конструкция шпиля была деревянной. Только в 1857-1858 годах ...

Танцевальная культура эвенов и эвенков
Традиционным занятием кочевых северных народов в далеком прошлом была охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах рыболовство и отчасти охота на морского зверя. Эвены и их ближайшие родственники эвенки очень сходны по язык ...