Семантические функции костюма семейских Забайкалья

Страница 1

Традиционную одежду повседневно носили большинство семейских женщин среднего возраста и пожилого. Девушки и женщины наряжались по праздникам в старинные одежды, бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В настоящее время осталось очень мало семейских, которые сохранили традиции и костюмы. В основном их можно увидеть в музее – Красночикойском им. В.В.Гладких и г.Читы – краеведческом им. А.К. Кузнецова, а также на фольклорных праздниках в селах Красночикойского района.

Обязательными атрибутами костюма семейских была рубаха, сарафан прямой и косоклинный фартук традиционного кроя из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканым поясом с узором. Надевали по две рубахи, особенно по праздникам: сверху более нарядную, новую, вниз поношенную – нательную, где существовали поверье в священной силе, биополе старых, ношенных вещей, способных защитить человека от беды, болезней, порчи.

Рукава у запястья украшали полосками, иногда зубцами – аппликацией из тканей другого цвета. Строчили узоры на руках, а в начале ХХ в. – при помощи швейной машины. Поверх рубахи одевали сарафан – ситцевый, сатиновый. Праздничный наряд – сарафан из шелка или кашемира, низ сарафана обшивался лентами в два ряда. Сарафан – символ жизненного древа.

По Д. Трессидору, «Изображение цветов символизирует «красоту, духовное совершенство, природную невинность, божественное благосостояние, весну, молодость, доброту. Цветок – это символ природы, эмблема круговращения – рождение, жизнь, смерть, возрождение».[31]

Под сарафаном на рубаху одета нижняя юбка – ситцевая или бумазейная. По талии сверх сарафана – пояс, тканый из шелка, ниток или шерсти. Пояс – символ власти домовитой хозяйки. Сбоку, на поясе – карман, в котором женщина хранит разные вещи: наперсток, платочек. Поверх сарафана – запон – фартук с грудкой, также цветной, по подолу украшенный лентами. Запон покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины груди. На талии и около шеи он держится на шнурке или ленте. «Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории Бурятской АССР и в некоторых селениях Петрозаводского района Читинской области (Новая Брянь, Менза и др.). Пояса были суконные, т.е. шерстяные, из гаруса яркой расцветки, или шелковые с узором. Основу большинства геометрических узоров составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр. Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов: фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (женские – длиною 2,5 м, а мужские – длиннее) два раза обертывались вокруг талии. Женщины носили пояса поверх сарафана, концы затыкали за пояс или же, сложив вдвое, скалывали впереди пилочкой-булавкой. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди и сбоку. Более короткие пояса назывались – пряжки. Узкие мужские и женские пояски шириною до 2 см ткались на бердечке с браным узором – перебором. По фону – землице – пояска располагали несложные геометрические узоры – косые кресты, крючки и т.д. Также ткали оборки к ичигам.

Преобладание халатообразного покроя в верхней одежде из ткани и из овчин, меха характерно и для семейских, и для сибиряков Забайкалья. Кроме общераспространенного зипуна из домотканой коричневой шерстяной материи и нагольной шубы, известных всему русскому населению Забайкалья, характерной одеждой для семейских был халат – мужская и женская одежды, надеваемая в холодное время.

«Женский головной убор семейских сложен, он состоял из кички, кокошника, позатыльника, налобника – пояски и большого платка – шали. Кичку шили в виде шапочки со стягивающими тесемкой краями и твердым стеганным очельем впереди, копытообразной формы. По краю кички впереди пришивали бисерную пояску, состоящую от одного до пяти бисерных полосок, и кучери. В настоящее время женщины носят облегченную кичку обручек, имеющий вместо высокого копытца небольшой горизонтальный валик. Поверх повязывают платок под калмычку – назад концами. Непосредственно на кичку сзади надевали позатыльник, который укрепляли двумя тесемками, завязанными по очелью» - писала в научных трудах Г.С.Маслова.[32].

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Государственная политика в сфере организации музейного дела (1917-1929)
Октябрьская революция 1917-го г. В России, ставшая закономерным итогом накопившихся в стране внутренних противоречий, вызвала глубинные изменения в экономике, социальной жизни и культуре, затронула все пласты общественного сознания. Рево ...

Религиозные верования бурятского народа
Буддизм Впервые о государственной религии монголов – буддизме буряты узнали в XIII в., при внуке Чингисхана – Хубилай-хане, когда современная южная территория Бурятии называлась «Ара Халха». Но это направление буддизма – кармапа (краснош ...

Заслуги заповедника
Полесский государственный заповедник сохраняет и реликвии боевой славы. Его территория в годы Великой Отечественной войны была одним из центров партизанского движения на Украине. Именно здесь в 1943 г. состоялось совещание командиров парт ...