Семантические функции костюма семейских Забайкалья

Страница 1

Традиционную одежду повседневно носили большинство семейских женщин среднего возраста и пожилого. Девушки и женщины наряжались по праздникам в старинные одежды, бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В настоящее время осталось очень мало семейских, которые сохранили традиции и костюмы. В основном их можно увидеть в музее – Красночикойском им. В.В.Гладких и г.Читы – краеведческом им. А.К. Кузнецова, а также на фольклорных праздниках в селах Красночикойского района.

Обязательными атрибутами костюма семейских была рубаха, сарафан прямой и косоклинный фартук традиционного кроя из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканым поясом с узором. Надевали по две рубахи, особенно по праздникам: сверху более нарядную, новую, вниз поношенную – нательную, где существовали поверье в священной силе, биополе старых, ношенных вещей, способных защитить человека от беды, болезней, порчи.

Рукава у запястья украшали полосками, иногда зубцами – аппликацией из тканей другого цвета. Строчили узоры на руках, а в начале ХХ в. – при помощи швейной машины. Поверх рубахи одевали сарафан – ситцевый, сатиновый. Праздничный наряд – сарафан из шелка или кашемира, низ сарафана обшивался лентами в два ряда. Сарафан – символ жизненного древа.

По Д. Трессидору, «Изображение цветов символизирует «красоту, духовное совершенство, природную невинность, божественное благосостояние, весну, молодость, доброту. Цветок – это символ природы, эмблема круговращения – рождение, жизнь, смерть, возрождение».[31]

Под сарафаном на рубаху одета нижняя юбка – ситцевая или бумазейная. По талии сверх сарафана – пояс, тканый из шелка, ниток или шерсти. Пояс – символ власти домовитой хозяйки. Сбоку, на поясе – карман, в котором женщина хранит разные вещи: наперсток, платочек. Поверх сарафана – запон – фартук с грудкой, также цветной, по подолу украшенный лентами. Запон покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины груди. На талии и около шеи он держится на шнурке или ленте. «Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории Бурятской АССР и в некоторых селениях Петрозаводского района Читинской области (Новая Брянь, Менза и др.). Пояса были суконные, т.е. шерстяные, из гаруса яркой расцветки, или шелковые с узором. Основу большинства геометрических узоров составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр. Пояса были многоцветными, в 6-7 цветов: фон разбивался на продольные цветные полосы, по которым располагался браный узор. Пояса (женские – длиною 2,5 м, а мужские – длиннее) два раза обертывались вокруг талии. Женщины носили пояса поверх сарафана, концы затыкали за пояс или же, сложив вдвое, скалывали впереди пилочкой-булавкой. Мужчины носили пояс поверх рубахи, иногда тоже скалывая спереди и сбоку. Более короткие пояса назывались – пряжки. Узкие мужские и женские пояски шириною до 2 см ткались на бердечке с браным узором – перебором. По фону – землице – пояска располагали несложные геометрические узоры – косые кресты, крючки и т.д. Также ткали оборки к ичигам.

Преобладание халатообразного покроя в верхней одежде из ткани и из овчин, меха характерно и для семейских, и для сибиряков Забайкалья. Кроме общераспространенного зипуна из домотканой коричневой шерстяной материи и нагольной шубы, известных всему русскому населению Забайкалья, характерной одеждой для семейских был халат – мужская и женская одежды, надеваемая в холодное время.

«Женский головной убор семейских сложен, он состоял из кички, кокошника, позатыльника, налобника – пояски и большого платка – шали. Кичку шили в виде шапочки со стягивающими тесемкой краями и твердым стеганным очельем впереди, копытообразной формы. По краю кички впереди пришивали бисерную пояску, состоящую от одного до пяти бисерных полосок, и кучери. В настоящее время женщины носят облегченную кичку обручек, имеющий вместо высокого копытца небольшой горизонтальный валик. Поверх повязывают платок под калмычку – назад концами. Непосредственно на кичку сзади надевали позатыльник, который укрепляли двумя тесемками, завязанными по очелью» - писала в научных трудах Г.С.Маслова.[32].

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Женские украшения
Токуги. Из серебра и из цветных металлов калмыцкие мастера делали женские украшения. Одно из них — токуги — серебряные или медные подвески к косам женщин. «Жива будешь — и подвески к косам, и чехлы найдутся»,— так говорится в одной из ка ...

Лексика подражательных танцев народов Севера
У эвенков повсеместно существовал обычай совершать над убитым медведем особый обряд, носивший характер массовой родовой религиозной церемонии, обязательной для каждого члена рода. Обряд этот представляет для исследователя традиционной тан ...

Завод ЖБИ
Завод железобетонных изделий является самым крупным предприятием Уренского района. Стройка этого завода началась в 1972 году и объявлена ударной комсомольской. 6 июня 1977 года цехом полигон была выдана первая продукция - фундаментные бло ...