Семантические функции костюма семейских Забайкалья

Страница 2

В праздничные дни поверх кички и позатыльника одевали кокошники с дном яйцевидной формы. Поверх кокошника по очелью повязывали шаль, сложенную полосой в ширину очелья кокошника, оставляя открытым его дно. Впереди концы перекручивали особым узлом, затем закрепляли на затылке и распускали вдоль спины. Старухи же и по праздникам повязывали шаль прямо на кичку, покрывая голову чалнообразно.

Замужняя женщина должна была носить головной убор, состоявший из кички, платка, а в особых праздничных случаях дополнившийся позатыльником, пояской и кокошником. Форма их различная. У некоторых они высокие, у других – широкие и низкие из под них опускаются на лоб жемчужные привески. Кички на голове семейских женщин и без того высоких, крепких придают им вид еще большей стройности. Платок повязывали сложенным с угла на угол вокруг головы так, чтобы он закрывал завязанные тесемки и края всех этих деталей, края кокошника. Если не надевали кокошник, платком покрывали кичку так, чтобы была видна пояска и позатыльник, а также кисти платка.

Наряд девушек отличался от наряда замужних женщин только отсутствием кичек. Вместо них девушки носили платки, завязанные концами назад, или ходили без платка. В праздники одевали повязку, снизанную из бисера, жемчуга и нашитую на полосу из материи. Повязка обвязывалась вокруг головы и спускалась бисерными кистями на лоб. Девушки повязывали свернутый платок с вложенной внутрь гумашкой (твердой бумагой), его украшали святками – цветами, живыми или искусственными. В таком уборе девушки ходили гулять на троицу, на рождество, крещение и другие праздники. Был он и головным убором невесты.

На ногах женщины носят вязаные чулки и низкие сапоги «чирки». Надевание костюма сопровождалось обрядовыми действиями, приговорами, песнями. В настоящее время эти обряды возрождаются. В селах Красного Чикоя, Мензе по праздникам выступают семейские фольклорные ансамбли, что вызывает большой интерес присутствующих.

Таким образом, одежда семейских отличалась самобытностью, в основе своей имела русскую традицию и в составляющих ее элементах, и в конструкции и крое, и в способах украшения, что нашло отражение в семантических функциях костюма семейских Забайкалья.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Роль пантеона славянских богов в организации помощи и взаимопомощи
К сожалению, источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты. Как отмечает И.Я. Фроянов, прародители славян - ско ...

Верховажское купечество
Невозможно представить посад Верховажье без купечества. Не только потому, что купцы жили в посаде и составляли немалый процент среди посадского населения. Хотя и это очень важно. Но главное, на мой взгляд, состоит в том, что верховажские ...

Купеческие династии Верховажья
С развитием торговли среди купечества в посаде появилась группа именитых купцов, обладающая большими капиталами, имеющая широкую известность и авторитет в торговом мире. Это купцы первой гильдии: Рудаковы, Юренские, Персиковы, Ананьевы, в ...