Свадьба "уходом" ("уводом")

Страница 1

Свадьбой уходом или молча в Заонежье называли браки, которые заключались без согласия родителей девушки. Явление это было хотя и не частым, но повсеместно распространенным. Это своеобразная форма протеста против всевластия родителей при выборе брачных партнеров своим детям, издавна признанная крестьянской общиной в качестве действующей нормы брачного поведения молодежи.

В Заонежье была два основных повода для того, чтобы девушка решилась убежать из родительского дома. Наиболее распространенный из них - это решительный отказ выдать дочь замуж за парня, которого девушка любила и который уже засылал сватов, второй - приезд таких сватов, которые устраивали родителей, но не устраивал девушку. В последнем случае почти каждая девушка старалась не действовать очертя голову, а настаивала, чтобы её парень тоже посватался к ней. Таким образом она могла выяснить, действительно ли ее готовы принять в том доме, в который она хотела пойти замуж. Слова парня, даже самые настойчивые, не имели никакой цены, если его родители противились браку. Уходить из дома к родственникам, сочувствовавшим влюбленным, было не принято. Изредка все же происходили случаи, когда девушка покидала родительский дом, не получив никаких гарантий с стороны возлюбленного, если, например, отец торопил со свадьбой с другим женихом. Такой поступок для девушки мог кончиться плачевно: если родители парян её не принимали, она возвращалась домой, а недобрая слава о ней распространялась по всей сельской общине. Из-за этого она рисковала вообще никогда не выйти замуж.

Нередкими были случаи увода девушек с праздников, на которые молодежь собирлась то в одной, то в другой деревне, но чаще уводили из родительского дома.

Побег совершался ночью или вечером, чтобы родители девушки не успели ничего заподозрить и принять меры. В доме у девушки обязательно должны были быть сообщницы, обычно сестры. В их задачу входило сообщить родителям, что девушка уже улеглась спать, если уход совершался с бесёды или вечеринки, либо помочь ей незаметно собрать вещи и покинуть дом, если она уходила из дома. Парень также договаривался с двумя - тремя друзьями, чтобы они в условленное время встретили беглянку вместе с ним и сопровождали её до крыльца, где их должна была встретить его мать. Уход из дома считался предпочтительным, чем уход с бесёды, так как девушка могла взять с собой некоторые вещи, необходимые на первое время, в том числе подушку, одно-два полотенца, пару сорочек. Она могла взять с собой и что-нибудь из приданого, если удавалось раздобыть ключ от своего сундука или коробейки.

Беглянку в доме парня поили чаем и укладывали спать вместе с будущей свекровью. Парень должен был проспать эту ночь в комнате со своим отцом. В случаях, когда побег обнаруживался до восхода солнца, девушку следовало выдать явившимся за ней родителям без всякого сопротивления. С наступлением утра родительская воля переставала довлеть над ней. Оставалось лишь оповестить соседей, что "уход" состоялся, после чего все общество воспринимало его как свершившийся факт.

В доме девушки такая новость обычно вызывала приступ родительского негодования. Отец обрушивался на домашних, обвиняя тех, кто помог ослушнице. Однако для дочери намного страшнее был материнский гнев. В Заонежье считали, что если мать проклянет перед иконами дочь, то у нее может не быть детей, и жизнь молодых не будет счастливой, их будут преследовать болезни, и даже возможно преждевременная смерть.

На следующий день до полудня девушка посещала могилы умерших родственников. На кладбище она должна была рассказать о случившемся и попросить умерших благословить её на брак. Ближе к вечеру отправляли кого-нибудь из соседей или дальней родни разведать обстановку в доме невесты и узнать возможно ли примирение. К немедленному примирению при это не стремилась ни одна из сторон. На это народной традицией отводилось 40 дней или шесть недель. Поэтому примирение, достигнутое к истечению первой недели со дня ухода, расценивалось в Заонежье как слишком скорое.

Первая брачная ночь для парня и девушки устраивалась к исходу суток или относилась на более поздние сроки. Вечером друг жениха расплетал девичью косу, а мать жениха "окручивала" девушку молодухой и надевала чепец. Иногда обряд "окручивания" переносился на следующее утро. Битье горшков могло происходить как утром, так и вечером. Обязательным для них был обряд бани после первой брачной ночи.

Примирение происходило обычно в доме родителей девушки, куда молодые приглашались вместе со свекром и свекровью через особого посыльного из родственников. Опальный зять с молодой женой в доме тестя падали в ноги ее родителей и на коленях просили прощения за самовольство. Молодые не поднимались с колен, пока отец не подходил к ним и не поднимал на ноги. После этого молодой обнимался с тестем и здоровался с тещей. В знак примирения сват обнимался со сватом, а сватья со своей новой сватьей, называя друг друга по имени-отчеству. Затем следовали поздравления молодых крестными родителями и присутствующими родственниками. Отец молодого приглашал всех отпраздновать торжество в свой дом. Оно происходило вечером и без каких-либо особых обрядов, если не считать взаимообмена подарками в знак установления родственных связей.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Прощеное воскресенье
Прощёное воскресенье - (прощенное) последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. В России также считается последним днем Масленицы. В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступи ...

Проблемы и перспективы развития «Южной Пальмиры»
одесса архитектура южная пальмира В конце ноября прошлого года решением исполнительного комитета Одесского городского совета № 1400 одобрены в целом материалы нового генерального плана г. Одессы, разработанного Украинским государственным ...

Историческое прошлое
Калужская губерния в древности (IX в.) была населена вятичами. По Протве же и угре среди вятичей жило литовское племя Голядь; были и финские поселения племени Меря. Ранее XII в. городов здесь не было. Как отдельная волость земля вятичей ...