Традиционный свадебный обряд народов Карелии
Семья всегда была той средой, которая хранила и передавала из поколения в поколение народные традиции, учила молодежь соблюдать обычаи, своевременно совершать необходимые обряды. Именно поэтому созданию новой семьи, выбору жениха и невесты, свадебному обряду придавалось столь большое значение. В XIX веке девушки обычно выходили замуж в 20 лет, слишком ранние браки не приветствовались. Хотя девушек могли выдавать и с 16-17 лет, а иногда и раньше. Но для венчания 15-16-летних требовалось разрешение местного священника. Однако, на девушек старше 20 лет смотрели уже как на засидевшихся и им не приходилось рассчитывать на хорошие партии. К 25-ти годам незамужние девушки переходили в разряд "посиделиц". В начале 20-30-х гг. XX века взгляды на возраст девичества стали изменяться, он повысился до 21-22 лет. Парни женились чаще всего в 20-25 лет. После 26-28 лет на неженатых парней смотрели уже как на закоренелых холостяков. Традиционно свадьбы играли после крещения, значительно реже осенью после уборки и её реже летом.
Семья - это то, на чем держится весь мир во все времена. Именно от неё зависят многие аспекты нашей жизни. Заключение брака, свадьба - это чудо, которого ждет каждая девушка ещё с самого детства, а для юноши - это серьезный шаг, он становится мужчиной, который способен позаботиться не только о собственной жизни, но и жизни будущей жены, детях.
В разные времена обряд свадьбы сопровождался различными верованиями, традициями и даже волшебными действиями. У каждого народа были свои особенности. И, конечно же, карелы не были исключением.
В условиях современного мира идет возрождение национальной культуры. Так же государством проводится политика по введению регионального компонента во всех сферах деятельности.
Многие молодые пары сейчас проявляют интерес к предкам и проводят свадьбы по карельскому типу. Но в разных районах Карелии обряды отличались. Это связано с влиянием в прошлом финно-угоров, вепсов, русских.
В своей работе я ставлю целью рассмотреть традиционную свадьбу Заонежья. Заонежьем принято называть заонежский полуостров и прилегающие к нему острова, расположенные в северной части Онежского озера. Когда-то это была самая густонаселенная территория Олонецкой губернии. Жители этого края ведут своё происхождение от новгородцев, переселявшихся на север в начале второго тысячелетия. До славян население полуострова было прибалтиско-финским; в последствии оно обрусело. Следы этнокультурных контактов в языке и фольклоре заонежан сохранились до сих пор.
Изучение свадебной поэзии и свадебной обрядности в Олонецкой губернии началось раньше, чем здесь были "открыты" былины.
Затевая свадьбу, заонежане стремились сделать все "как у людей", чтобы сыграть её так, как заведено в давних, "досюльных" времен. Это предполагало соблюдение "порядка", в обрядовом действие и действиях всех участников свадьбы.
Во всем Заонежье свадебный обряд проводился по одному и тому же сценарию. П.Н. Рыбников писал, что свадебный обряд в деревнях Заонежья практически одинаков, а различия имеются в репертуаре свадебных песен.
Схема заонежской свадьбы выглядит следующим образом:
1. Сватовство;
2. Смотрины дома и хозяйства жениха;
3. Условка (сговорка);
4. Рукобитье (просватовство, богомолье);
5. Приглашение породы (гулянье невесты и жениха с холостой молодежью);
6. Девичья баня;
7. Свадьба (приезд жениха с поезжанами к невесте и расставание невесты с "волей");
8. Венчание;
9. Хваление;
10. Баня для молодых, красный стол;
11. Хлебины и отголоски.
Сватовство обычно проводилось в два этапа, первый - предварительный сговор сватов и родителей девушки, второй - окончательный сговор (рукобитье, просватовсво), закреплявшийся молитвой перед иконами (богомольями) и битьем "по рукам".
Между сватовством и рукобитьем проводилась условка, во время которой родственники с обеих сторон договаривались обо всем, что касалось проведения свадьбы.
В отличие от других районов Русского Севера, здесь четко выделяется период гулянья жениха и невесты с холостой молодежью, следовавший после рукобитья. В этот период проводились предсвадебные вечеринки, девушка и парень, каждый в отдельности, объезжали всю свою родню в сопровождении сверстников. Во время этих визитов жених и невеста приглашали родственников на свадьбу и получали материальную помощь.
Если невеста была сиротой, то перед началом "гулянья" она навещала могилу родителей и просила благословения у умерших.
В цикл предсвадебных обрядов входит девичья баня предназначавшаяся не столько для мытья, сколько для ворожбы на жениха и его родню, чтобы невесту любили и уважали в новой семье.
Свадьбой в Заонежье называли встречу жениха и его родственников (жениховой породы, сродников) в доме невесты, праздневство. В свадьбу невеста отдавала девичью "волю". После свадьбы в тот же день происходило венчание в церкви, а после венчания было хваленье - праздничное бракосочетанье в доме молодого. На второй день были баня для молодых и красный стол. Хлебины - приемы у родителей молодой и у родителей молодого устраивались после свадьбы.
Сроки, в течении которых все это проводилось, не были строго регламентированы. Обычно от сватовства до свадьбы проходила неделя. Если по каким-либо причинам необходимо было все ускорить, то сватовство, условку и рукобитье проводили в один день и сокращали до минимума время гулянья.
Варьируется размещение в сценарии обряда девичьей бани - или в свадебный день или в его канун. Вариативен также обряд расставания невесты с девичьей "волей" - по способу и месту его проведения. Не везде одинаковым был репертуар свадебных песен, что справедливо отмечает П.Н. Рыбников.
Обычай проводить свадьбы с подголосницей общепринят для Заонежья. Он был характерен и для других северно-русских районов, в том числе карел и вепсов. В Заонежье исполнительниц причитаний называли вопленицей. Подголосница - особый термин для свадебной причитательницы, которая причитывала под голос невесты или от её имени. Она была не только искусной исполнительницей причитаний, но и знатоком свадебного порядка, своего рода специалистом по проведению свадеб. Заонежские свадебные причитания, даже в одной и той же местности, не имеют совершенно одинакового содержания, хотя похожи друг на друга, поскольку причитальщицы используют одни и те же стереотипные формулы и композиционные приемы.
- Предсвадебные обряды. Добрачный период
- Сватовство
- Рукобитье
- Предсвадебная неделя
- Посещение невестой кладбища
- Гощение невесты у родственников
- Жених приглашает "породу"
- Гощение невесты у жениха
- Вечеринки
- Свадебный день
- Девичья баня
- Сборы жениха
- Приезд вершников
- Свадьба
- Хваленье
- После свадьбы. "Красный стол"
- Баня для свекрови
- Молодые в календарной обрядности.
- Свадьба "уходом" ("уводом")
Популярные материалы:
Металлургия
Освоение металлургии древними людьми дало им в распоряжение качественно новое сырье для изготовления орудий труда, вооружения, украшений и других изделий. Переход к выплавке металла из руды и изготовление из нее изделий не могли произойти ...
Языковая (лингвистическая)
классификация
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках про ...
День оленевода
День оленевода- одна из главных примет ямальской весны, с его катаниями на оленьих упряжках и состязаниях в национальных видах спорта. В Салехард, Новый Уренгой, Надым, Тарко-Сале, Яр-Сале, Аксарку, Тазовский съезжаются семьи коренных жит ...