Сборы жениха

Страница 1

В доме жениха, как и в доме невесты, утро свадебного дня начиналось с приготовлений к предстоящему торжеству. Так же заранее готовили обильное угощение, украшали избу. С утра мать топила баню, будила сына и поила его чаем. Жениха, как и невесту, было принято сопровождать в баню особой процессией. Его провожатыми были или родственники или друзья-погодки. В баню они, как правило, не заходили, а оставались в предбаннике, обменивались с женихом шутливыми репликами, пока тот мылся и парился.

Тем временем к дому жениха съезжались родственники в своих экипажах. Посылали сани за колдуном, если с ним предварительно договаривались, что он будет сопровождать свадебный поезд. Этим оказывали ему особый почет.

Вернувшись из бани, жених вкладывал в волосы свой гребень, просил отца расчесать ему голову. Затем все садились за стол пить чай. Хозяйка следила, чтобы каждый родственник был угощен. Считалось, что поездка, предпринятая натощак, окончится неудачей. Жених садился в большой угол под украшенную полотенцем икону, которой его предстояло благословить. Перед иконой теплилась лампада. По праую руку от него садились отец и мать, по левую сват, остальные гости вокруг стола. На стол ставили хлеб-соль, которыми также предстояло благословить жениха.

Жениха одевали, как правило, в присутствии колдуна, старшего дружки или другого человека, знающего толк в свадебных оберегах. Свадебная рубаха жениха, пошитая из нарядного покупного материала, до начала 1920-х годов имела воротник-стойку и разрез по середине груди. Рубаха обычно надевалась навыпуск поверх праздничных портов и подпоясывалась цветным поясом. Мужской пояс, как у заонежан, так и повсеместно у русских, считался исключительно сильным оберегом, не уступающим по этому качеству нательному кресту. Штанины брюк заправлялись в сапоги (хромовые ил пошитые из окрашенной сандалом телячьей кожи). В шерстяной носок, под пятку правой ноги клали серебряный рубль. Оберегом иногда служили плоская каменная плитка, положенная под левую пятку. Для предотвращения "порчи и сглаза" в опушку брюк и ворот рубахи жениха закалывала швейные иголки со сломанными ушками. Наряд дополнялся, смотря по зажиточности. На шею повязывалась подаренная невестой косынка.

Все отъезжающие, уже полностью одетые и готовые к отъезду, последний раз крестились на иконы и выходили на улицу. В доме жениха оставались только родители, а также крестный отец и крестная мать. Перед отъездом родители благословляли сына. Они снимали со стены икону, ставили её на хлеб-соль. Крестная мать стелила на пол в большом углу ковер, родители вставали спиной к образам, придерживая с обеих сторон хлеб-соль. Крестный отец брал жениха под правую руку, крестная мать под левую и подводили его к родителям. Жених трижды кланялся до земли иконе, затем кланялся в ноги отцу и матери. Крестные каждый раз поднимали его с пола. Затем давали ему платок с собранными деньгами.

После благословения собиралась в путь. Летом за невестой отправлялись на лодках или верхом на лошадях. Зимой свадебный поезд состоял из санных повозок, количество которых достигало порой тридцати. Самые лучше выездные двухместные сани предоставлялись жениху. Снегозащитный передок и задняя часть таких саней украшались резьбой или росписью. В сани запрягали пару или тройку коней. Парадные сбруи сверкали начищенными металлическими бляшками, заклепками, бубенцами и колокольчиками. Выездные дуги, расписанные цветами по зеленому или голубому фону, украшали полотенцем с вышитыми концами или лентами, продетыми в кольцо в дуге и обвитыми вокруг неё. Ленты вплетались также в гривы и хвосты лошадей жениха. Сани застилались нарядным ковром. Прочие повозки тоже были украшены, но по нарядности уступали жениховой. Готовый к отправлению свадебный поезд осыпали для удачи житом. Обычно это делали рождители жениха. Каждый произносил: "С Богом!" и осенял себя крестным знамением, после чего сани трогались.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Историческое прошлое
Калужская губерния в древности (IX в.) была населена вятичами. По Протве же и угре среди вятичей жило литовское племя Голядь; были и финские поселения племени Меря. Ранее XII в. городов здесь не было. Как отдельная волость земля вятичей ...

Освоение казаками терского левобережья в XVII-XIX вв.[2]
До появления российской государственности Притеречье уже было отчасти освоено ногайцами и казаками. Последние были представлены двумя группами: терскими низовыми (обитали в устье Терека) и гребенскими. Первые фактически исчезли с этнокарт ...

Город Сочи
Город Сочи «Город солнца», «Край магнолий», «Жемчужина у моря» – какими только эпитетами и художественными образами не награждали город-курорт Сочи. Единственный город в России, где сосредоточены все климатические и природные возможности ...