Женская одежда

Богатство национальных традиций, яркую декоративность и разнообразие композиций узора несет калмыцкая национальная одежда.

Килиг — женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.

К повседневной одежде замужних женщин относилась длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом. Под ней - терлик - из яркой ткани, отделанный вышивкой и украшенный висячими металлическими пуговицами. В ансамбль женской одежды входит «берзе», или «ловшик» - своеобразный халат с широкими и длинными рукавами.

В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.

К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы; обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко — выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.

Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины, носили йучи — шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.

Замужние женщины и вдовы в отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались.

Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг — жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.

Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки. Девичье платье «бииз» было длиною до пят, с большим числом ниспадающих складок по бокам талии. Бюшмюд шился с разрезом на рукаве, нижний край которого украшался кружевом. Вырез на груди закрывался манишкой с узорной вышивкой золотом, серебром и позументом. Платье затягивалось широким поясом, который украшался вышивкой, бисером. Дополнением девичьего костюма был головной убор «Камчатка».

Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях — легкая шуба на меху.

Популярные материалы:

Природные ресурсы села Парфеньево, 20 в.
Село Парфеньево – районный центр в Костромской области, находится на берегу реки Нея. Село Парфеньево до сих пор богато лесом, причем преобладают хвойные породы: ель, сосна. Менее распространены лиственница, пихта, дуб. Подлесок и травян ...

Из истории культурных связей ногайцев с терскими казаками и другими народами северо-восточного кавказа в XVIII-XIX вв.
На протяжении многих веков Северо-Восточный Кавказ привлекает внимание исследователей многоликостью региона, его полиэтничностью, языковой пестротой, разнообразием обычаев. Издавна народы региона поддерживали между собой тесные экономичес ...

Праздники весеннего цикла
Hа весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам мăнкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калăм кун и завершался сĕрен или вирем. Калăм — один из ...