Женская одежда
Богатство национальных традиций, яркую декоративность и разнообразие композиций узора несет калмыцкая национальная одежда.
Килиг — женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.
Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.
К повседневной одежде замужних женщин относилась длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом. Под ней - терлик - из яркой ткани, отделанный вышивкой и украшенный висячими металлическими пуговицами. В ансамбль женской одежды входит «берзе», или «ловшик» - своеобразный халат с широкими и длинными рукавами.
В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.
К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы; обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.
Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко — выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.
Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины, носили йучи — шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.
Замужние женщины и вдовы в отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались.
Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг — жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.
Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки. Девичье платье «бииз» было длиною до пят, с большим числом ниспадающих складок по бокам талии. Бюшмюд шился с разрезом на рукаве, нижний край которого украшался кружевом. Вырез на груди закрывался манишкой с узорной вышивкой золотом, серебром и позументом. Платье затягивалось широким поясом, который украшался вышивкой, бисером. Дополнением девичьего костюма был головной убор «Камчатка».
Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях — легкая шуба на меху.
Популярные материалы:
Ростовский Кремль
В XVII веке Ростовская метрополия была почти так же богата, как и Московская, благодаря производству и продаже соли. Именно на этом промысле митрополит ростовский Иона Сысоевич скопил немалый капитал и смог полностью обновить свою резиден ...
Купальские символы в обрядах и таинствах
Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипя ...
Трансформация местного самоуправления в России и на Ставрополье в середине
XIX – начале XX вв.
Государственные крестьяне в первой половине XIX века составляли около половины податного населения России, а в отдельных районах, как это было на Ставрополье, абсолютное большинство. Ухудшение положения государственных крестьян, которое ...