Декоративно-прикладное искусство Республики Калмыкия

Материалы » Декоративно-прикладное искусство Республики Калмыкия

В нашей республике несомненно растет интерес к традиционной культуре, народной педагогике калмыков. Однако анализ педагогической практики в республиканском образовании убеждает в том, что наблюдается тенденция занижения роли и значения национально-регионального компонента. Кроме того, его содержание во многих дисциплинах повторяется, характеризуется однообразием, отсутствием новизны, что значительно снижает интерес школьников к национальной культуре.

Задача заключается в том, чтобы национальная культура калмыков стала одной из основ, на которой строится содержание образования в национальной системе. Таким образом, наряду с культом знаний предстоит найти достойное место приобщению учащихся к национальной культуре калмыков и через нее – к общечеловеческим, общероссийским духовным ценностям. При этом целесообразно придерживаться следующих принципов:

- учета возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся (контингент учащихся в образовательных учреждениях республики многонационален и процесс приобщения к национальной культуре калмыков осуществляется с дошкольного возраста);

- простоты и выразительности содержания материалов;

- сюжетной занимательности, доступности, яркости национальных образов;

- возможности передачи национального образа в разнообразной деятельности, связи с жизненной перспективой;

- содержание материала о национальной культуре преподносить не как констатацию того, что было и как было, а как ориентацию на национальное самосознание, осмысление роли и места родного языка в развитии личности, познание народных традиций, обычаев, истории этноса как субъекта Российской Федерации;

- нравственно-этической направленности с целью формирования системы ценностных ориентации.

Национально-региональный компонент в большом объеме реализуется в декоративно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

Актуальность темы курсовой работы. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Изучение декоративно-прикладного искусства поможет учителям воспитывать у своих учеников уважение и любовь к культуре, истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческой культуры.

Цель исследования – разработать методику преподавания при изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство» учащимся 8го класса с целью реализации национально-регионального компонента.

Объект исследования – восьмой класс учащихся средней школы.

Предметом исследования является декоративное искусство Калмыкии.

Информационной базой исследования являются библиографические источники.

Структура работы состоит из введения, двенадцати глав, заключения, списка литературы.

Популярные материалы:

Развитие этнологии в России
В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях - русского народа, об особ ...

Традиционный мужской костюм
а) мужские рубахи Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами ...

Старобазарная площадь
В начале XIX века Старобазарная площадь с новым Воскресенским собором и гостиным двором является главным общественно-торговым центром города. Улица, начинавшаяся от Воскресенского собора, называлась Большой, позднее Воскресенской. В 1921 ...