Этнические процессы

Хотя и среди крепостных встречались крестьяне не только русские, но и других национальностей, но все же особой этнической пестротой отличался поток вольных переселенцев. С 1799 по 1811гг. в Бузулукский уезд прибыло на жительство 10 тыс. душ мужского пола русских государственных крестьян, до 4 тыс. душ мордвы и небольшое количество татар и чуваш. За те же годы среди казенных крестьян-переселенцев в Бугурусланский и Бугульминский уезды прибыло соответственно русских 6,3 и 9,1 тыс. душ, мордвы - 2,5 и 4,8 тыс. душ, чувашей - 1,7 и 4,4 тыс. душ, а также несколько сот душ мужского пола татар и тептярей.

Приток земледельческого населения из числа русских и народов Поволжья продолжался все последующие десятилетия Х1Хв. и завершился в основном к концу того же столетия. На рубеже ХХв. статистики указывали, что "наплыв сюда новых поселенцев год от году уменьшается, даже замечается преобладание выселений над переселениями".

Соответственно росту земледельческого сокращалось кочевое население. К концу Х1Хв. на территории современной Самарской области поселения башкир имелись на крайнем ее востоке, район сезонных кочевий был немногим шире. Формально уже в 1842г. было ликвидировано Ставропольское калмыцкое войско, и калмыки переселялись в Оренбургскую губернию. Однако, еще несколько десятилетий калмыцкие кочевья в Самарском крае, в частности в Бузулукском уезде еще сохранялись.

Русские по своей численности преобладали во всех уездах Самарской губернии, за исключением Бугульминского. Особенно очевидным было их преобладание в Бузулукском и Николаевском уездах. В общей массе переселявшихся в Самарское Заволжье русских выделялись, во-первых, выходцы из соседних поволжских губерний, прежде всего Симбирской и Казанской, которые оседали большею частию в северных и приволжских районах нашего края. Во-вторых, это были жители из центральных черноземных губерний, селившиеся, как правило, глубже в степи. О местах выхода говорят некоторые названия селений: Московка, Питерка, Тульская, Курская, Харьковка, Пензенка, Киевка, Ломовка и др.

Украинские переселенцы прибывали в Х1Хв. из Черниговской, Харьковской, Полтавской губерний. Среди сельских жителей было незначительное количество белорусов, поляков и проч.

Основная масса переселенцев из мордвы явилась в Самарский край с северо-запада и запада: Нижегородский, Арзамасский, Алатырский, Казанский уезды. Они предпочитали оседать в лесостепной зоне севернее р.Кинель, где возникли сплошные массивы мордовских поселений. Наиболее высокий процент мордовского населения (до четверти всех жителей) был в Бугурусланском уезде. Среди мордовских крестьян было также немало выходцев из Пензенско-Саратовского региона. Те более решительно продвигались и обосновывались в южных частях нашего края, в т.ч. в степи. Здесь мордва обычно была в числе самых первых переселенцев.

Совместное проживание мордвы в одних селениях с русскими было обычным явлением. Реже встречались смешанные поселения мордвы с чувашами и очень редко с татарами, тептярями, башкирами. В целом мордва занимала в Самарском крае по численности второе место после русских.

Чуваши проживали в основном на территории Бугульминского и Бугурусланского уездов. В степных районах их практически не было. С русскими и мордвою смешивались мало, предпочитали в качестве соседей татар. В отличие от мордвы, которая формально была вся крещена, многие чуваши семьями и даже целыми селениями держались языческих обрядов и верований. Да и крещеные чуваши были в целом не очень-то верными христианами.

Татарское население можно разделить на две группы. На северо-западе они обосновались раньше и были связаны происхождением и близостью расселения с татарами Казанской губернии. Южнее и восточнее им приходилось селиться на башкирских землях в качестве припущенников, то есть долгосрочных арендаторов. Так сложилась своеобразная этнографическая группа тептярей. В настоящее время в с.Балыкла потомки тептярей не осознают себя чем-то отличным от жителей соседних татарских селений (Камышла, Ермаково, Усманово), хотя те помнят об их происхождении и продолжают называть балыклинцев "типтарями".

С казанскими татарами сближались не только другие этнографические группы татар, но и башкиры. Примером является с.Камышла, где еще в середине прошлого века население числилось башкирским, а ныне это типичное татарское поселение, хотя жители его помнят о проживании предков на башкирских землях.

С 1850-х гг. на северо-западе Самарского края на покинутых калмыками землях стал складываться массив немецких колоний с Центром в Александертале (ныне с.Надеждино). Соответственно появился целый пласт немецких географических названий, но он был полностью уничтожен административными методами в ходе депортации 1941 года. Еще более ранние и многочисленные немецкие колонии существовали на юге Самарской губернии, но они все располагались за пределами современной одноименной области, и поэтому не рассматриваются в данной работе. В крае имелось также небольшое число эстонских и латышских переселенцев.

Популярные материалы:

Музыкальный фольклор долган
"Долганская музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских ...

Школа
В 1949 было начато и в 1952 завершено строительство двухэтажного деревянного здания школы. Но в январе 1954 года со школой случилась беда- от неосторожной топки печей она сгорела. Директор леспромхоза Бородинов, собрав всю волю и скудные ...

Возникновение и эволюция народных праздников и обрядов
Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верован ...