Предсвадебная неделя

После рукобитья жених и невеста гостили у своих родственников, собирали породу на свадьбу. О невесте говорили, что она в это время невестит. По заонежскому обычаю они наносили взаимные визиты друг другу, участвовали в вечеринках, играли и танцевали вместе с молодежью. Парни и девушки были основными участниками предсвадебного гулянья, которое завершало холостой период в жизни молодых людей, вступающих в брак.

После рукобитья невесте уже было не положено заниматься повседневными домашними делами. Несколько девушек из числа родственниц и близких подруг оставались в её доме до самой свадьбы. Они помогали завершить подготовку приданого и подарков для гостей. Невеста должна была с их помощью сшить для жениха рубаху и порты, чтобы вручить на второй день свадьбы перед первой супружеской баней. В это время работа кипела до глубокой ночи, подарки готовились для каждого гостя со стороны жениха, включая подростков и детей. В основной занимались шитьем из готового полотна, и по мере изготовления складывали в сундуки полотенца, простыни, станушки и прочие вещи; подарков обычно было не менее пятидесяти.

Девушки ездили вместе с невестой к её родственникам и помогали ей самой принимать гостей, а также участвовали в вечеринках и молодежных бесёдах. Обычно они спали "вповалку" на полу в горнице, тут же иногда оставались и парни - братья или другие родственники невесты. Так же как и девушки, они принимали участие в её предсвадебном гулянье.

Каждое утро невесту будили причитанием (голосом), обычно это делала мать или крестная. Она садилась у изголовья и обращалась к невесте. Невеста садилась на постели и отвечала причитанием. Ещё в конце XIXв. в этом плаче она обычно рассказывала якобы приснившийся ей вещий сон, в котором рисовались символическая картина "остуды чужой стороны" и богоданной семьи (т.е. семьи мужа), а сама девушка изображалась как уточка, которую настигает селезень (жених), губит девичью "вольную волюшку".

Невеста вставала, одевалась, и девушки вели её под руки умываться, после чего убирали ей волосы. Коса заплеталась особым образом: сначала вплетали обычную ленту, называвшуюся косоплеткой. С помощью этой ленты и булавок к концу косы прикрепляли две-три широкие, более 10 сантиметров, и очень длинные, до четырех метров, атласные ленты, предварительно сложив их в форме петли. Благодаря разной длине, они спускались волнами до самых пят. Садясь в сани, невеста опускала из за бортик, чтобы они "играли" на ветру. Они были разных цветов - красного, темно - и светло-голубого, сиреневого, желтого и т.д. У основания косы подвязывали бант. Этот убор отличал невесту от других девушек и означал, что она просватана. Убранная таким образом коса олицетворяла волю вольную. Всю предсвадебную неделю вплоть до расставания с волей в день свадьбы невесте каждый день убирали таким образом волосы.

Популярные материалы:

История кусинского завода точных технических изделий
Кусинский завод точных технических камней, является детищем Петродворцового завода ТТК-1, ныне Петродворцовый часовой завод, а до 1928 года Петергофская гранильная фабрика. Петергофская гранильная фабрика – одна из старейших фабрик царск ...

Современная Индия
Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать ...

Музыкальный фольклор долган
"Долганская музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских ...