Гощение невесты у родственников

Страница 1

Если невеста не была сиротой, на следующий день после рукобитья она отправлялась в гости. Родственники из дашльних деревень могли взять её с собой прямо с рукобитья, но, как правило, невеста посещала породу по приглашению, вместе с незамужними подругами, которых в свою очередь приглашала для гулянья. За дальней подругой посылали на лошади кого-нибудь из родственников - двоюродную сестру или брата, иногда ездил сам отец невесты.

К родне ездили порой за пятнадцать-двадцать верст и более. Девушка в первую очередь навещала крестную мать, потом замужнюю сестру, теток и т.д. для девушки это было прощание с родными местами, родственниками, с друзьями и всей вольной девичьей жизнью. Собираясь в гости, невеста не надевала на себя особых нарядов, а то, что было, не смотря по достатку. Обычно на ней была сорочка с пышными рукавами - грибами, перевязанными у воланов лентами, и традиционный сарафан. В уши вдевались серьги "бабочки", на шею надевали жемчужные бусы, у ворота сорочки прикалывали брошь. Голову покрывал большой атласный платок, концы которого закалывали у подбородка булавкой. Зимой невеста надевала верхнюю одежду, меховую шубку или шугай, а поверх атласного платка накидывала ещё теплый платок, сложенный вдвое в виде прямоугольника, и закрепляла его небольшим платком, повязанными вокруг шеи. Обувью невесте служили башками - "щиблеты", носившиеся с покупными шелковыми чулками. Одеваться (крутиться) ей помогали девушки.

К назначенному времени на своих лошадях подъезжали парни-повозники, или шафера. На левой стороне груди им прикалывали красные банты. У невесты также был свой повозник - обычно неженатый брат, или братан, т.е. двоюродный брат. Если такового не было, приглашали кого-либо из деревенских парней. Брали с собой балалайки, гармони, чтобы играть во время танцев.

Когда все сопровождающие собирались, невеста садилась на лавку у печи и причитывала, просила родителей отпустить её в гости, дать с собой все, что для этого необходимо.

После слов матери невеста обращалась к девушкам: "пойте, девушки, унылы жалки песенки, свеселите меня, белую лебедушку".

Девушки брали невесту под руки с двух сторон и запевали песню. С песней выходили на улицу и рассаживались по саням. Зимой ездили в крёслах - вместительных санях. Невеста садилась в середину, девушкам на колени. Ленты, подвязанные к косе, она опускала за край саней. Поезд состоял обычно из трех-четырех и более конных повозок. В каждые сани садились четыре-шесть девушек. Под дугами подвешивались медные колокольчики. Праздничная сбруя всегда была с бубенцами, колоколов и бубенцов должно было быть как можно больше, чтобы звон был слышен далеко. Упряжь лошади, на которой ехала невеста, украшали бантами и лентами. Иногда впрягали двух лошадей "гусем" - друг за другом, или трех цугом.

По дороге пели протяжные невестины песни. В них нет обрядового содержания. Как правило, в них поется о любви и разлуке. Репертуар этих песен мог различаться по локальным традициям, в целом по Заонежью он невелик. Если невеста ходила в гости в своей деревне или в ближайшую деревню, то девушки брались под руки, становились рядами по несколько человек и шли как на праздничном гулянье с теми же песнями.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

История народностей и национальных культурных традиций
Россия исторически формировалась как государство мно­гонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально раз­вивалась как объединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историю, язык, к ...

Турки-месхетинцы
Т‘УРКИ-МЕСХЕТ‘ИНЦЫ, тюрк (самоназвание; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ, живущий в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 ...

Энцы
ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 ...