Социально-экономические особенности сибирского крестьянства в конце XVIII – XIX вв.

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Социально-экономические особенности сибирского крестьянства в конце XVIII – XIX вв.

Страница 1

В Западной Сибири конца XVIII – XIX вв. община, и волостная, и деревенская, была поземельной единицей – владела исторически тяготевшим к ней комплексом угодий: полями, лугами, лесами, пастбищами и водами (иногда отдельные виды угодий находились в коллективном пользовании двух общин и более).

Территориальная крестьянская община была представлена в Сибири изучаемого периода двумя формами — сельской и волостной[19]. Термин сельская община употребляется, как известно, в литературе в двояком смысле: в широком, по отношению к типу общины (в отличие от родовой и большесемейной), с синонимами — территориальная, соседская, деревенская; и в узком, по отношению к конкретному виду территориальной общины (в отличие от волостной)[20]. Во избежание путаницы в данной работе мы употребляем в первом смысле (тип) только термин «территориальная». Термином же «сельская» обозначаем такую территориальную общину, которая охватывала одно или несколько селений, составляя часть волостной общины.

В ходе заселения новых территорий два фактора определяла возникновение крестьянских общин: феодальному государству для обеспечения фискальных и административных задач нужны были низовые органы власти, при этом целесообразно было использовать, в частности, крестьянское выборное управление, не требовавшее затрат на его содержание и обеспечивающее поручительство общины за каждого члена; параллельно действовала заинтересованность самих крестьян в создании территориальной общности, вызванная хозяйственными потребностями и спецификой их социального положения.

Применительно к феодальному обществу эти два фактора нельзя отрывать друг от друга. Эта двойственность проявлялась не только в генезисе общины, но, в ее сущности и функциях. Соответственно взаимодействовали две тенденции в процессе выделения той или иной формы территориальной общины в официально признаваемую. Крестьянство стремилось максимально приблизить низовой управленческий орган, решение окладных и судебных вопросов к своей первичной, фактически действовавшей территориальной общине (однодеревенской или состоявшей из немногих заимок и малых деревень), по возможности слиться с нею. Власти предпочитали достаточно крупные территориальные объединения, легче поддававшиеся контролю и учету[21].

Соответственно при полном несовпадении территориальных общностей образовывалась такая иерархия: однодеревенская община входила в сельскую крестьянскую общину, охватывающую несколько близких населенных пунктов; последняя входила в более обширную, административно выделенную, низовую окладную единицу — сельское общество; оно, в свою очередь, было включено в состав волости, которая являлась одновременно и формой территориальной крестьянской общины. В самом простом случае все сводится к двум ступеням: сельская община (охватывает один населенный пункт) и волостная община (включает несколько таких сельских общин)[22].

Вопрос о признании крестьянской общины властями и наделении ее соответствующими административными, фискальными и судебными функциями не решался единообразно. Реально существовавшая сельская община, не имевшая официального признания в качестве органа, распределяющего повинности и контролирующего их исполнение, могла в то же время быть признана государством в другой своей функции — в решении вопроса о приселении новых лиц.

Состав официально зафиксированных общин на 1840 / 41 гг. для некоторых районов Сибири можно проследить по описаниям ревизии государственных имуществ[23].

В Парабельской волости описано двенадцать «сельских мирских обществ», в их числе и простые, и сложные (из нескольких селений) общины. Толмачевское сельское мирское общество — 3 деревни; Ильинское — одно деревенское; Городишинское — 2 деревни; Луговское — 2 деревни; Калинатское, Подъельническое и Алатаевское мирские общества — одно деревенские; Нестеровское — 2 деревни и один выселок, Костыревское — 5 деревень; Чигаринское — 3 деревни; Каргасокское — одноименное село и несколько деревень; Парабельское мирское общество включало, кроме волостного села, еще одно село и три деревни[24].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Культура Индии
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.В современной Индии с ...

Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.
Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава пере ...

Мужская одежда
На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма. Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, ман ...