Жилые постройки крестьян Сибири
В Западной Сибири в конце XVIII – XIX в. использовались в основном те же строительные приемы, что и в Европейской России.
На изучаемой территории было известно и особенно активно использовалось в XIX в. устройство двух срубов в доме и двух рубленых смежных стенок (т.е. "связь" — две "клети", соединенные между собой) — очень древний и характерный прием в зодчестве Русского Севера. Распространение и сохранение этой строительной традиции, обеспечивающей долговечность жилища (две стены с промежутком между ними создают возможность естественного проветривания и замедляют гниение дерева), объясняется расселением в Западной Сибири на всех этапах освоения выходцев из Архангельской, Олонецкой, Вологодской и Новгородской (северные езды) губернии. В западно-сибирской деревне умели возводить срубы с внутренней поперечной пятой стеной (пятистенок) и с двумя взаимно перпендикулярными внутренними стенами (крестовик) Эти более сложные приемы, вероятно, появились и "прижились" здесь благодаря переселению властями в данный регион вятских, новгородских, чердынских, костромских и московских плотников, отличавшихся большой искусностью[189].
В XIX в. во всем регионе некоторые крестьяне начинают использовать для возведения стен жилища кирпич, более прочный и огнестойкий материал[190]. Его распространение в деревенской среде ограничивалось не только материальными возможностями, но и в определенной степени особенностями крестьянской психологии. В частности, долматовские жители, бывшие монастырские крестьяне, умевшие выделывать кирпич и имевшие возможность строить из него дома, даже "при страшной нужде" в строевом лесе продолжали следовать "старине". Завершенность строения у крестьян ассоциировалась с наличием крыши. Во всех районах Западной Сибири на протяжении конца XVIII – XIX вв. основной являлась наиболее древняя по происхождению двухскатная крыша самцовой конструкции. Устраивалась она таким образом: бревна-самцы передней и задней стен сруба постепенно укорачивались до образования таким путем треугольных фронтонов. Характерными элементами самцовой безгвоздевой крыши являлись "курицы". Они представляли собой жерди с крепкими крючковатыми концами, вдалбливаемые верхними частями в стропила так, чтобы на образовавшийся крюк удобно было положить боковой жолоб. Последний поддерживал на крыше доски, не прибитые гвоздями. "Охлупень" (конек) — толстое бревно — завершал конструкцию[191]. В первой половине XIX в. в пределах территории Колывано-Воскресенского горного округа и в Шадринском уезде встречались двухскатные крыши со стропильной конструкцией, более новой по сравнению с самцовой. Роль самцов в ней играли до 16 пар стропил в виде "пустых" треугольников, соединенных поперечными слегами. "При таком устройстве расход материала был меньше, что весьма существенно в лесостепной зоне[192]. В конце XVIII — XIX в. у западносибирских крестьян под влиянием города начинают появляться на пятистенках и крестовиках четырехскатные крыши шатровой конструкции.
Популярные материалы:
Археологические свидетельства использования огня на
могильнике Монастырка-3
Могильник Монастырка-3 расположен к 1,8 км к юго-западу от пос. Рудная Пристань и находится на соседним с поселением Рудная Пристань 18-метровом мысу в 220 м от раскопа последнего. На некрополе на вскрытой раскопами поверхности площади 21 ...
От расказачивания к возрождению казачества
Казаки́ (коза́ки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее — и Украины[1]. История казачества уходит вглубь веков. Судьба его ...
Из истории костюма кубанских казаков
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный худо ...