Классификация обрядов

Страница 1

Традиционной обрядностью занимаются ученые, работающие в различных областях: археологи, этнографы, фольклористы, историки культуры. Многие из них имеют свою точку зрения о критериях классификации обрядности.

В. Ауновский выделял следующие обряды и праздники у мордвы:

— свадебные обряды;

— обряды, соблюдаемые за рождением детей;

— похороны;

— обряды при поминовении умерших;

— народные праздники. 1. Озим-пуря(моленье за уборку хлебов) 15 сентября 2. Через неделю за Озим-пуря молян Кереметь 3. Около Казанской справляют Калдаз-Озкс 4. Велима-бива (мирское пиво);

— поверья и приметы

[3, с. 69-71]

И.Н. Смирнов описывал культ предков, воззрения на смерть и погребальные обряды, религиозные верования и культ.

Большинство исследователей до недавнего времени разделяли обряды на две большие группы: календарные — связанные с трудовой деятельностью, и семейные — свадебные, родильные, похоронные и поминальные.

В последние годы некоторые ученые стали подвергать сомнению подобную классификацию. Они мотивировали это тем, что термины «семейные», и «календарные» являются понятиями разного порядка и во многом перекрещиваются. Они предлагают разделить обрядность на «календарную» или «сезонную» и обрядность жизненного цикла. Причем, и в самих этих категориях существует своя градация.

Так, сезонные праздники обычно делят на имеющие определенную дату (дни солнцеворота, церковные праздники) и обряды окказиональные с нефиксированной датой. Среди последних выделяются две разновидности: 1) повторяющиеся из года в год в определенную пору (начало и конец пахоты, жатвы, пастбищного содержания скота), 2) необязательные, совершаемые по необходимости (во время засухи, эпидемий, падежа скота). Календарные обряды нередко разделяют и по временам года (Имайкина В.Л. «Обрядовый календарь зимнего сезона у мордвы», 1968, Корнишина Г.А. «Весенний цикл обрядов и праздников мордвы», 2000; «Сезонные обряды мордвы», 1999). При этом, как правило, год разбивается, не на четыре, а на три периода. Исследователи рассматривают отдельно наиболее насыщенные ритуальными действиями зимние и весенние циклы, а летние и осенние праздники описываются в различных сочетаниях. Обряды начала лета, знаменующие окончание сева, являются как бы продолжением весенних, а в конце лета начинается жатва, то есть они смыкаются с осенними ритуалами. То же самое иногда наблюдается и в отношении осеннего цикла: осенние праздники, отмечающиеся по окончании жатвы, некоторыми исследователями рассматриваются вместе с летними обрядами, а октябрьско-ноябрьские - вместе с зимними.

Такое же разночтение наблюдается и в отношении обрядов жизненного цикла. Иногда здесь рассматриваются лишь родильные, свадебные, похоронные и поминальные ритуалы. А в последнее время многие ученые стали включать в этот перечень так называемые обряды совершеннолетия, которые отмечали изменения в социовозрастном статусе молодых людей. Многие из них ведут начало от так называемых инициации, которые у всех народов означали посвящение юношей и девушек в полноправные члены рода, переход их в группу взрослых. Об этом пишет Г.А. Корнишина: «Особенно важным событием было достижение юношей или девушкой совершеннолетия: появлялся новый взрослый член трудового коллектива и продолжатель рода. Поэтому община строго следила за соблюдением необходимых изменений, сопровождавших это событие» [13,с.68]. Существовал и ряд других посвятительных обрядов, сохранявшихся у мордвы вплоть до начала XX века.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать обряды в зависимости от состава их участников: общественные (общесельские, межсельские), семейно-родовые и индивидуальные (обряды от порчи, болезней, приворожение). При этом в первую группу вводятся обряды, связанные преимущественно с хозяйственной деятельностью людей; во вторую — наряду с ритуалами, непосредственно касающимися быта семьи и рода, включаются домашние моления, знаменующие начало или окончание каких-либо работ в земледелии, скотоводстве, постройке и заселении нового дома и т.п.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

История формирования еврейского населения в Крыму
Хотя евреи - понятие не географическое, а этнографическое, само название "еврей" происходит от древнееврейского слова "иври", что в переводе означает "пришедший с другой стороны из-за реки". В Библии говоритс ...

Значение присоединения Башкортостана к России
Характер и условия принятия башкирами подданство Русского государства. Башкиры приняли русское подданство по своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел ...

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...