Жилые постройки крестьян Сибири

Страница 2

Большее разнообразие применительно к условиям Западной Сибири проявлялось в характере кровельного материала. Так, в таежной и лесной зонах в течение всего изучаемого времени крестьяне, имевшие срубы домов из хвойных пород деревьев, покрывали их тесом или драницами, дранью (название колотых досок, распространенное на Русском Севере). Считалось, что последние — длинные (более аршина) и тонкие (менее вершка) пластины шириной 4—5 вершков — лучше всего получались из сосны, а красивый и прочный тес — из ели и пихты. Учитывалось также и то, что драницы обходились дешевле, так как из каждой половины бревна их получалось несколько штук, а тесница — только одна, поэтому "топорный тес" использовали более зажиточные поселяне. Пиленый тес — доски — начали применять в деревенском строительстве с конца XVIII в. в Тюменском, Верхотурском, Колывано-Воскресенском горных округах, где имелись "пильные мельницы" — лесопилки. Для прочного крепления пиленого теса и охлупня использовались гвозди. Вместе с тем в ряде глухих мест лесной полосы Западной Сибири вплоть до 60-х гг. прошлого столетия не знали употребления пилы и для покрытия жилищ пользовались "топорным тесом"[193].

В лесостепной зоне кровельным материалом являлось не только дерево. Так, например, в юго-западной части Шадринского уезда (середина XIX в.), где сосновые избы составляли 75 %, а березовые — 25 %, тесовые крыши имели 25 % строений, из дранья — 50 % и из земляного дерна — 25 %. Последние хотя и были лучшими "в отношении безопасности от пожаров", но оказывались самыми непрочными: в сухую погоду ветер сдувал с крыш землю, в дождь грязь скатывалась вниз и своей тяжестью гнула и ломала стропила[194]. Крестьяне жилища из березового леса крыли "фашининником" (хворостом) или "скалою" (северное название бересты), иногда дополняли эти материалы двумя рядами дерна[195].

В Западной Сибири с момента заселения распространились традиционный вид русской печи и единая для всех районов техника ее возведения, сходная с используемой на Русском Севере. Такая печь, как правило, устраивалась в избе. Она сбивалась из глины следующим образом: на пол ставили четырехугольный ящик из толстых плах и набивали его песком, этот фундамент носил название подпечка: затем сооружали из досок "костер" (объем, палуба), вокруг которого "били" молотками "токмачами" печные стены; после этого в еще "сырой" конструкции вырезали цело и просушивали печь легким огне. До середины XVIII в. в западносибирском регионе преобладали беструбные печи. Процесс перехода от "черной", курной печи к печи с тягой, трубой здесь завершился в основном к началу XIX в. В середине века печи первого типа встречались как исключение[196].

Оформление оконных проемов в крестьянском строительстве изучаемого региона на протяжении полутора столетий совершенствуется. Преобладающие в начале XVIII в. волоковые окна (вырубленные в одном или двух смежных бревнах, в небольшой раме, закрывающиеся задвижной доской) в дальнейшем сочетаются с колодными, больших размеров, имеющими ставни и наличники. К концу XVIII в. волоковые окна начинают уступать место колодным, распространяется стекло — лучший по сравнению со слюдой светопропускающий материал. Для крепления его в раме использовалась самодельная замазка — глина, смешанная с конопляным маслом[197].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы:

Волга: ее значение для России, проблемы, решения
Бассейн Волги занимает трети площади европейской части России. В нем проживают 59,6 млн человек, то есть больше 40% населения Российской Федерации. Здесь производят около 50% ее промышленной и более 40% сельскохозяйственной продукции. На ...

Образование Башкирской АССР
После победы Февральской революции в национальных районах бывшей Российской империи развернулась мощное национально-освободительное движение. В Башкирии национальный вопрос тоже стоял очень остро. Башкирский народ уже давно вел упорную бо ...

Модерн в архитектуре 20 века
Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовл ...