Жилые постройки крестьян Сибири

Страница 7

Лавка, идущая вдоль задней стены в горнице, называется конником. В другой половине горницы помещается печка, а в углу против печки находится кровать. От собственно горницы кровать отделяется занавесой. Как правило, в горнице на кровати, где чаще всего спали молодые девушки, находились лучшие постельные принадлежности крестьянской семьи. В Березовском, Сургутском округах в каждом доме имелись перины и пуховые подушки, так как на Севере, богатом дичью, перо и пух ценились дешево. В других районах Западной Сибири с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством крестьяне обычно подушки делали перовыми. Чаще, чем перины, использовались войлоки, потники из овечьей шерсти. Во дворах, имеющих большое количество овец, встречались "шубные" одеяла и подушки из войлока. В южных волостях Томского округа в крестьянской среде отмечено использование полстей (кошм) киргизских, а на Алтае — казахских "сырмаков" в роли одеял.

Индивидуальный вкус сельских жителей в большей степени проявлялся в деталях, дополнявших интерьер горницы. В этой комнате крестьяне помещали значимые в материальном и культурном отношении вещи, предметы их гордости. Так, в северо-западных районах зимой по стенам развешивали шкуры лисиц или соболей в доказательство того, что хозяин "зверолов". Горницы богатых барабинских крестьян отличались росписью. Аналогичные украшения встречались и в притрактовых селениях Тарского округа. У богатых были наклеены картинки религиозного содержания, а также "русские полководцы с армией в миниатюре", у остальных — "бумажные оболочки с кирпичного чая с неизбежными «иероглифами» или хвост какой-нибудь птицы, распущенный веером. У многих жителей в горнице красовались самовары. У приписных крестьян Алтайского горного округа эта вещь считалась предметом роскоши, которую имели немногие. Для украшения горниц на Алтае использовали казахские узорные коврики, а в районах с развитым мараловодством — рога[212].

На всей территории Западной Сибири горницы были "наполнены" женскими рукоделиями. Браное тканье в сочетании с "красной бумагой", вышивка и кружево — основные способы отделки холщовых скатертей, настольников, полотенец, утиральников, рукотертов.

Таким образом, переселенцы из разных губерний России, а также старообрядцы сохраняли в Западной Сибири традиции мест выхода. В результате контактов с аборигенным населением здесь в быт русских вошли некоторые убранства горницы.

Таким образом, под влиянием целого ряда факторов – природно-климатического, социально-экономического, этнического жилые постройки в период позднего феодализма развивались как составная часть материальной культуры западносибирских крестьян.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Популярные материалы:

Основные черты миграционных процессов на Ставрополье
В настоящее время Юг России, по-прежнему, остается самым сложным регионом с точки зрения обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российского государства. Здесь насчитывается около 20 «тлеющих» очагов конфликтов на те ...

Календарные праздники и обряды на Руси; их связь с зимним и летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; с языческими и христианскими основами веры
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в ...

Скалы близнецы у Гурзуфа (юмористическая версия)
Гурзуфские шутники, наследники знаменитого балаклавского юмориста и любителя розыгрышей начала XX в. Саши Аргириди, воспетого в рассказе А.И. Куприна «Листигоны», объясняют происхождение названия Адалары несколько иначе, рассказывая леген ...