Жилые постройки крестьян Сибири

Страница 5

В XIX в. для оформления горниц крестьяне начинают использовать "шпалеры" (городские обои). В Березовском, Тарском, Ишимском, Ялуторовском округах ими полностью "обвешивались", "околачивались" стены парадного помещения. На Алтае таким способом выделяли только передний угол, вероятно подчеркивая его семиотическую ценность. Те, кому не удавалось приобрести новинку из-за ее относительной дороговизны, для оклейки горниц употребляли холст или оставляли, как и раньше, гладковытесанные стены непокрытыми[205].

В конце XVIII в. в горницах состоятельных крестьян имелись колодные окна со слюдяными "оконцами"[206]. В XIX в. стекло использовалось для горничных окон круглогодично, а для избенных — только летом. Зимой в основном жилом помещении рамы затягивались пленкой из хорошо очищенной "брюшины" рогатого скота, а на севере региона — из рыбьего пузыря или "налимьих шкур". Необходимость такой замены крестьяне объясняли отсутствием при этих оконницах "мокроты от намерзания" льда, обычно образующегося на стеклянной поверхности. Преимущество материалов животного происхождения, по-видимому, связано с тем, что они меньше реагировали на разницу внешней и внутренней температуры воздуха, не конденсировали влагу, благодаря чему не запотевали, лучше предохраняли от холода. Вместе с тем окна с натянутой на рамы пленкой пропускали только рассеянный свет. Для того чтобы иметь возможность посмотреть на улицу, крестьяне в некоторые "брюшины" "вмазывали маленькие кусочки оконного стекла в медный пятак величиной, которые оттаивались усиленным дыханием человека"[207].

Таким образом, традиция, возникшая на более низком уровне развития производительных сил, сохранялась в новых условиях с частичным специальным применением, имеющим рациональные основы, выявленные длительным опытом. Однако лишь зажиточные слои населения комбинировали применение стекла и "животной пленки", бедные же продолжали, как и в XVIII в., использовать бумагу, пропитанную маслом, "брюшину" и "тряпицы".

После захода солнца источниками света в избах западносибирского крестьянства в конце XVIII – XIX вв. могли быть, как и на всей территории Российского государства, лучина, жирник, свеча.

Внутренняя обстановка крестьянских изб на всей территории России в XVIII в. была подчинена достаточно строгим, хотя и неписаным, законам. Большая часть мебели, конструктивно связанной со срубом, была неподвижной. Вдоль стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, предназначенные не столько для сидения, сколько для сна. С этой же целью делали полати — специальный помост. Над лавками устраивали полки, где хранили предметы домашнего обихода. В стены вбивались деревянные колышки для одежды[208]. У печи сооружался голбец в виде шкафа с лестницей в подполье. Названная встроенная мебель, без которой трудно представить удовлетворение основных жизненных потребностей, имелась, как правило, в "черных" и "белых" избах крестьян Западной Сибири.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы:

Антропологическая классификация
Согласно отечественной научной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления наро ...

Удэгейцы
УДЭГ‘ЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России (численность 1902 человек). Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Общая численност ...

Природные ресурсы села Парфеньево, 20 в.
Село Парфеньево – районный центр в Костромской области, находится на берегу реки Нея. Село Парфеньево до сих пор богато лесом, причем преобладают хвойные породы: ель, сосна. Менее распространены лиственница, пихта, дуб. Подлесок и травян ...