Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная единица

Материалы » Бачатские телеуты » Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная единица

Страница 1

С 17–20 вв. исследователи при изучении истории и культуры тюркоязычных народов обращают внимание на особую общественную организацию, которую называют сеок (соок-род, кость) и впервые упоминается в 1865 году.

Такое обилие сеоков, при чём одни и те же родовые наименования можно встретить у разных народов Центральной Азии и Южной и Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана. Вероятно, это можно объяснить сложной политической историей народов Южной Сибири – постоянные войны и распады военно-политических объединений.

Сеоки были экзогамными и основывались на отцовском счёте родства, хотя и не являясь реальными генеалогическими единицами, что было характерно для архаического рода. Им был свойственен родовой культ с почитанием священной родовой горы, в отношении которой женщины придерживались тех же запретов, что и в отношении мужских старших родственников мужа. Даже в местах нового жительства сеоки избирали ту или иную гору, которую считали своей священной горой. Избранные ими свободные угодья для промысла зверя в тайге также считались принадлежащими данному сеоку и чужеродцам охотиться здесь не давали. Во главе такого сеока был паштык т.е. старший в роде мужчина, а позднее – назначенный царской администрацией. Паштык решал как общие, так семейно-бытовые дела членов сеока, основываясь на обычном праве.

Основное отличие сеока от классического рода – отсутствие территориальной целостности и, отсюда, экономической жизни, часто имелись существенные различия в языке, культуре, религии и т.п. Это такие сеоки: Толос – у телеутов, алтайцев, киргизов, тувинцев, Тумат – у телеутов, алтайцев и киргизов, Кызай – у верхнемрасских шорцев, сагайцев и казахов племени найман в Синьцзане. Каковы же проблемы, связанные с изучением структуры и функций у бачатских телеутов. Если рассматривать структуру сеоков у бачатских телеутов, то она была достаточно близка к названным народам. Таким образом, основной единицей является сеок, который мог состоять из нескольких подсеоков, который телеуты могли называть соок и юрт, например, Меркит – Пий – Меркит, Кул – Меркит: Юты – Каон – Юты, Канду-Юты. Каждый подсеок состоял из определённого числа юрт, обозначенных особой фамилией. Несколько кезек (кезек-часть, кусок), например: Тытыкова – кезеки Айдар и Крачы, Накаева – Сенклер от имени Семен, Петкелер (Пётке-Пётр-сын Семёна Накаева). Структура сеока была подвижной. Процесс выделения новых сеоков, новых тол шёл постоянно, и всё же продолжали числить себя членами бывших юрт.

Например, тол (фамилия) каждому сеоку давалась по именам сынов и внуков Торгоя – Торгаевы, Чирин (сын Мамыта, внук Торгоя), Черины, Оской (сын Торгоя) и т.д. В 19 веке и сеок и тол утратили характерную черту.

Такая традиционная общественная и административная единица у телеутов как сеок была достаточно мобильной, гибкой и полифункциональной системой ещё в 18 веке (частично в 19 веке) и являлась основой. Однако в ходе сложения этнической общности «бачатские телеуты» роль сеока к началу 20 в. практически исчезла. В настоящее время лишь сохраняется память о былой родовой принадлежности у старшего поколения.

Радлов В.В., побывав на территории проживания бачатских телеутов, попытался определить их родовой состав 1861 году.

Позже в работах Фисаковой, Усмановой, Батьяновой появилось 5 сводов телеутских сеоков, позволившие выявить ряд ранее неизвестных генонимов и новых.

Так кого же считать телеутами? Суть этого вопросы кроется в выяснении реальной и этнической принадлежности, для этого надо обратить внимание на особенности этногенезе, языка, традиционной культуры населения инородных соседних волостей, управ и отдельных родов и родовых групп с бачатскими телеутами, как-то: Ашкыштымской волости, Тогульской осёдлой волости и др.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Охотничья база
В 1991 году на берегу Кочешковского озера расположилась охотничья база. Весной и осенью на базе проходят Всероссийские соревнования лаек по охоте на медведя и кабана. На них собираются охотники с разных уголков России. Любят бывать на баз ...

Развитие этнологии в России
В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях - русского народа, об особ ...

Семиотика украшений в костюме семейских Забайкалья и их функции, женские украшения
Форма и функциональная структура костюма взаимосвязаны. В функциях костюма отражаются моральные, эстетические взгляды семейских Забайкалья. Необходимо выделить те функции костюма, которые доминировали в эстетике идеационального типа куль ...