Бачатские телеуты
Выбирая тему для дипломной работы, мне стало интересно то, что телеуты не исследованы с географической точки зрения. Нет никакой литературы, отвечающей на вопросы: кто они, откуда появились в Кузнецкой котловине, почему поселились по берегам рек, каковы экономические условия их жизни, какова их расовая принадлежность, какое отношение они имеют к топонимике и каково их социально-экономическое и демографическое положение в постсоветское время?
Бачатские телеуты – это небольшой тюркоязычный народ. Современная территория Кемеровской области, начиная с древнетюркского времени, входила в ареал расселения тюркоязычных народов средневековой эпохи. По данным В.М. Кимеева, этап процесса расселения их происходил в несколько этапов в первой половине 2 тыс. н.э. Тюрки – тугю уйгуры, кыргызы и кимако-кыпчаки, степняки-кыпчаки Саяно-Алтая, и все эти народы положили начало вхождения Кузнецкой котловины в историко-культурный ареал тюрков Евразии, связано это было с событиями политической истории государственных образований.
Во многих известных источниках имеются указания на происхождение ряда тюркоязычных племён, относящихся к группе теле, непосредственно от хуннов. Как утверждается у Потапова: уйгуры – тюркоязычный народ, что не вызывает сомнения. В Таншу о них говорится, что их предками были хунны. А в более ранней династийной истории Вэйшу предки племён теле не только выводятся от хуннов, но и отождествляются с ними в отношении языка. В летописи сказано: «Язык их сходен с хунусским, но есть небольшая разница». Ряд племён из этнического состава хуннов вошёл, вероятно, частично под своими родо-племенными названиями, частью изменёнными, в конфедерации племён теле или в древнетюркские каганаты.
При изучении племён Саяно-Алтайского и Хатайского нагорий убеждаешься в том, что кочевые племена, особенно крупные не исчезли бесследно даже в самые драматические времена их жизни, в период войн и поражений, а рассеиваются и вновь появляются. Поэтому учёные, в частности, Л.П. Потапов, утверждают, что предки современных алтайцев и тувинцев – это племена теле, вышедшие из хуннской среды, что подтверждают китайские письменные источники. По данным переписи 1897 года и этнографической литературы можно довольно подробно узнать о расселении телеутов, живших по р.р. Черге, Майме, но большая часть жила за пределами Горного Алтая, в частности по р.р. Большому и Малому Бочатам, в отрогах Кузнецкого Алатау (ныне Кемеровской области).
Бачатские телеуты с 17 века расселились в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах.
В предгорьях Салаирского кряжа, об этом свидетельствует топонимика р. Ур, Урское, Салаир, Шанда, Челухоево, Улус, Телеуты. В настоящее время основная часть телеутов сосредоточена в сельской местности: Бековский сельсовет – с. Беково (с д. Челухоево), д. Верховская (Сас), станция Разрез 14 ый км, Раздольненский с/с – д. Шанда, станция 20 ый км, Новобачатский с/с – с. Ново-Бачаты, Новогородский поссовет – с. Заречное, микрорайоны Черта Телеуты и Канаш в г. Белово и д. Телеуты в г. Новокузнецк, кроме того, телеуты живут в городах Кемеровской области: г. Кемерово, Новокузнецк, Белово, Гурьевск. По итогам последней переписи телеутов насчитывается в пределах 2600 человек. Более точных данных о численности бачатских телеутов нет. Изучение телеутов, положившее начало сложению самостоятельной бачатской группы телеутов, вероятно, начинается с 1701 г., т.к. в это время составлена была С. Ремезовым «Чертёжная книга Сибири», в которой впервые были указаны места расселения всех телеутских групп.
Сведения о телеутах существенно расширялись после второй и третьей академических экспедиций. Основная часть исторических сведений была собрана Г.Ф. Миллером, этнографическая – И.Г. Гмелиным, С.П. Крашенниниковым, Георги И.Г. впервые предпринял попытку создать краткое монографическое описание телеутов. В 19 в. изучение телеутов более широко предпринимается такими учёными как Г.И. Спасский, И.Г. Георги, Н.М. Ядринцев, В.В. Радлов и Г.Н. Потанин и др. В 20в. занимались исследованием телеутов Л.П. Потапов, Е.П. Батьянова, Н.П. Дыренкова. В частности большой вклад внесли в изучение телеутов преподаватели Кем.ГУ Коцюба. Д.В., Красильников. К.В., Фисакова. Г.А., Функ. Д.В., Кимеев. В.М., и т.д. с точки зрения этнографии.
Цель моей работы определить, кто же такие бачатские телеуты по их происхождению, территории обитания, демографии и социально – экономических условий жизни в период образования Телеутской землицы и её утверждения на Кузбасской земле в 20–21 веке.
Исходя из вышеизложенного и цели работы сформулировано несколько основных задач:
1. дать общие исторические сведения; показать, как родилось самосознание телеутов;
2. рассказать о расселении и численности телеутов в разные периоды;
3. показать демографию и административность устройства народа-телеуты;
4. определить роль социальных, экономических и экологических условий жизни телеутов.
- Общие исторические сведения о телеутах
- Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
- Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная единица
- Расовая принадлежность
- Топонимика
- Современное расселение телеутов и характеристика мест их обитания
- Демографическая ситуация и её динамика
- Социально-экономическое развитие малых народов в конце 20 в. – начале 21 в.
- Социально-экономические отношения в сельском хозяйстве
- Социально-экономические мероприятия Администрации Кемеровской области по малочисленным народам
- Историко-этнографический музей «Чолкой»
- Региональный компонент географии в школе
- Заключение
Популярные материалы:
Культурное обслуживание района
Культурное обслуживание населения района осуществляют районный и городской Дома культуры, 22 сельских дома культуры, 13 клубов, 28 библиотек, 3 из которых расположены в городе, 25 – на селе, а также детская школа искусств, районный истори ...
Обряды. Игры
Катание.
Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший ...
Клуб
В 1961 году в начале улицы Жданова был построен двухэтажный клуб на 220 мест, в 1963 рядом с ним поставлен памятник Ленину. Новый клуб часто не вмещал всех желающих в него попасть, ведь в дотелевизионную эпоху абсолютно любое зрелищное ме ...