Историко-этнографический музей «Чолкой»

Материалы » Бачатские телеуты » Историко-этнографический музей «Чолкой»

Страница 1

Не хлебом единым жив человек – это характерно во все времена для разных поколений, именно культура, образования способны влиять на экологию души, на которую интенсивно влияют, как социальные так и экономические условия нашего времени. Именно восстановлению экологии души и призван служить историко-этнографический музей, который создан с 1997–1999 гг. И работать его первая очередь начала с декабря 1999 г. К 2002 году было закончено создание второй очереди.

В 2002 году директор музея Челухоев В.И. решил осуществить задумку и начал строить музей под открытым небом. Цель этого строительства заключалась в том, чтобы приблизить посетителя к историческим и бытовым условиям жизни телеутов в период с 18 – 20 вв., через эти условия обратить внимание на экономическое положение и социальный статус жизни телеутов.

Музей под открытым небом должен был состоять из конусной юрты, шестиугольной юрты, землянки, выплетенной из ивовых прутьев, хоздвор и изба-пятистенок. Но а так, как в период начала осёдлости телеутов территорию Сибири начали осваивать русские, то, естественно, должен был появиться экспонат, связанный с приходом русских в Сибирь и их влияние на культуру телеутов, поэтому выстроена была башня.

Директор музея Челухоев В.И. ищет спонсоров. Первым откликнулся Салагаев А.Ф. – директор Пермяковского лесхоза. Он представил бесплатно избу – пятистенок. В этот же период с помощью местных жителей Адыбаева С.И. и Баянова В., а также студентов – практикантов Кем ГУ выплели внутреннюю и внешнюю стенки землянки и засыпали землёй. Дальше продолжился поиск спонсоров, которые могли оплатить строительство башни и шестиугольной юрты. И им оказалась Макарова А.И. – начальник управления по соцвопросам ОАО УКА Кузбассразрезуголь, срубы же сделаны были в ИЧП пос. Урской, которым заведует Колотов А.А. Он же бесплатно сделал сруб колодца, хранилища продуктов и дал лес для изготовления конусной юрты. По мере строительства помещений изготавливалось ограждение, также рассказывающее историю жизни телеутов и о взаимосвязи телеутской и русской культуры.

В настоящее время работают пока три экспозиции: сторожевая башня, конусная юрта и шестиугольная юрта.

Экскурсия начинается с театрализованной встречи гостей, где разыгрываются отдельные эпизоды из телеутских обрядов. Здесь можно увидеть сцену у костра воинов или же девушек, играющих на комусе, топшуре и т.д. Особый интерес, как обычно, представляет появление князя, хана или шамана, которые по-своему общаются с гостями и привлекают их к участию во фрагментах проводимых обрядов, в которых они с удовольствием принимают участие. Обязательно проводится очищение огнём, а также завязывание ленточек на священную берёзу с загадыванием желания.

Во время экскурсии посетители узнают об истории создания музея. И если одна группа, то сразу начинается экскурсия с музея под открытым небом. Если же две группы, то одна проходит экскурсию по музею под открытым небом, а другая – в основном музее, затем группы меняются.

В музее под открытым небом посетители познают не только о традициях или обычаях телеутов, но и взаимосвязях культур русской и телеутской.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Производство
Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди 50-63% и цинка 37-50%), томпак (сплав меди 85-90% и цинка 10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора ...

История. Крымские татары
Одним из государств, возникших на обломках Золотой Орды в 14–15 вв., явилось Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. Население ханства состояло из татар, делившихся на 3 группы (степные, предгорные и южные), армян, греков (говоривших н ...

Ногайцы
НОГ‘АЙЦЫ, ногъай (самоназвание), народ в Российской Федерации. Численность 75 тыс. человек. Основная область расселения Ногайцев в пределах территории Дагестана (28 тыс), Чечни (6,9 тыс) и Ставропольского края. Субэтнические группы: каран ...