Историко-этнографический музей «Чолкой»
Не хлебом единым жив человек – это характерно во все времена для разных поколений, именно культура, образования способны влиять на экологию души, на которую интенсивно влияют, как социальные так и экономические условия нашего времени. Именно восстановлению экологии души и призван служить историко-этнографический музей, который создан с 1997–1999 гг. И работать его первая очередь начала с декабря 1999 г. К 2002 году было закончено создание второй очереди.
В 2002 году директор музея Челухоев В.И. решил осуществить задумку и начал строить музей под открытым небом. Цель этого строительства заключалась в том, чтобы приблизить посетителя к историческим и бытовым условиям жизни телеутов в период с 18 – 20 вв., через эти условия обратить внимание на экономическое положение и социальный статус жизни телеутов.
Музей под открытым небом должен был состоять из конусной юрты, шестиугольной юрты, землянки, выплетенной из ивовых прутьев, хоздвор и изба-пятистенок. Но а так, как в период начала осёдлости телеутов территорию Сибири начали осваивать русские, то, естественно, должен был появиться экспонат, связанный с приходом русских в Сибирь и их влияние на культуру телеутов, поэтому выстроена была башня.
Директор музея Челухоев В.И. ищет спонсоров. Первым откликнулся Салагаев А.Ф. – директор Пермяковского лесхоза. Он представил бесплатно избу – пятистенок. В этот же период с помощью местных жителей Адыбаева С.И. и Баянова В., а также студентов – практикантов Кем ГУ выплели внутреннюю и внешнюю стенки землянки и засыпали землёй. Дальше продолжился поиск спонсоров, которые могли оплатить строительство башни и шестиугольной юрты. И им оказалась Макарова А.И. – начальник управления по соцвопросам ОАО УКА Кузбассразрезуголь, срубы же сделаны были в ИЧП пос. Урской, которым заведует Колотов А.А. Он же бесплатно сделал сруб колодца, хранилища продуктов и дал лес для изготовления конусной юрты. По мере строительства помещений изготавливалось ограждение, также рассказывающее историю жизни телеутов и о взаимосвязи телеутской и русской культуры.
В настоящее время работают пока три экспозиции: сторожевая башня, конусная юрта и шестиугольная юрта.
Экскурсия начинается с театрализованной встречи гостей, где разыгрываются отдельные эпизоды из телеутских обрядов. Здесь можно увидеть сцену у костра воинов или же девушек, играющих на комусе, топшуре и т.д. Особый интерес, как обычно, представляет появление князя, хана или шамана, которые по-своему общаются с гостями и привлекают их к участию во фрагментах проводимых обрядов, в которых они с удовольствием принимают участие. Обязательно проводится очищение огнём, а также завязывание ленточек на священную берёзу с загадыванием желания.
Во время экскурсии посетители узнают об истории создания музея. И если одна группа, то сразу начинается экскурсия с музея под открытым небом. Если же две группы, то одна проходит экскурсию по музею под открытым небом, а другая – в основном музее, затем группы меняются.
В музее под открытым небом посетители познают не только о традициях или обычаях телеутов, но и взаимосвязях культур русской и телеутской.
Популярные материалы:
Классификация традиционных календарных праздников и обрядов русского народа
Колядование
Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, ...
Образование в казачьих станицах
Первые школы в станицах Терского казацкого войска появились в первой трети 19 века. До этого центрами грамотности были церковные приходы, где обучение проводили местные священники. В школьных программах значились следующие предметы: закон ...
Пища
В происходящем с каждым годом все интенсивнее процессе нивелировки быта наибольшую этническую стойкость сохраняет пища; до сих пор сохраняются и некоторые традиционные особенности английской кухни. Наибольшую популярность завоевали англий ...