Национальная одежда бурят

Материалы » Культура и быт народов Бурятии » Национальная одежда бурят

Страница 1

Одежда

При наличии локально-территориальных вариантов в деталях традиционной одежды этнических групп бурят - основа ее была общей, она максимально приспособлена к жизни и быту кочевников-скотоводов.

Верхняя одежда - дэли (дэгэл) - распашная, с запахом левой полы на правую, с воротником-стойкой, с рукавами, которые имели обшлага в форме конского копыта (туруу). Рукава были удлиненные и защищали кисти рук от ветров и морозов.

Летняя одежда имела особое название - тэрлиг. И зимняя, и летняя одежда по покрою была одинакова. Сезонные особенности одежды сказывались лишь на материале ее изготовления: зимнюю шили из дымленых овчин и меха, летнюю - из покупной ткани (ситца, чесучи, далембы, шелка, парчи, бархата) и ровдуги - замши домашней выделки.

Мужская одежда - эрэ дэгэл - неотрезная по талии, с длинными расширяющимися книзу полами, подпоясывалась поясом. Кушак, пояс представлял обязательную принадлежность мужского костюма, недаром мужчин называли буНэтэй, бэНэтэй, в то время как женщин, девушек -бэНэгуй.

В конце XIX - начале XX вв. в широком употреблении были длинные шелковые и полушелковые кушаки (китайского производства). Носили их, обертывая по талии спереди назад, закладывая концы сбоку. В прошлом широкие и длинные пояса ткали из овечьей шерсти темных цветов, ширина тканого пояса достигала 25 см, а длина - от 2 до 4 м.

Наиболее старинные пояса - кожаные с наборными металлическими пластинами, к которым подвешивали колчан и налучник со стрелами и луком, нож в ножнах и огниво. Появление кожаных наборных поясов связано с древним охотничьим бытом предков бурят. Одежда девушек - басаган дэгэл - была туникообразной, с цельно-рванными рукавами, с декоративным выступом борта - энгэр. на верхней Девичья верхняя одежда была подобна мужской по покрою, поэтому и другая означалась общим названием - Номон дэгэл.

Женская одежда была отрезной по талии, с вшивными широкими у основания, удлиненными рукавами, которые заканчивались обшлагами. Рукава женского дэли у восточных бурят были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в пустую сборку - буфы. К локтям они сужались, здесь пришивали нижнюю часть рукава, называемую тохоног. Ее шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава одежды женщин у западных бурят были цельными, несоставными. Длинный и широкий подол женского дэли был очень удобен для сидения в традиционной позе в юрте и на коне в седле: свободно ниспадая, полностью покрывал ноги, защищая их от холода.

Обязательной принадлежностью женского костюма была безрукавка: нарядная и будничная. Повседневная короткая безрукавка - уужа (сээжэбшэ, хантааза) называлась также эсэгын уужа, так как невестке запрещалось показывать отцу и другим старшим родственникам мужа неприкрытую безрукавкой спину. Праздничная распашная безрукавка - дэгэлээ (морин уужа) была длиннополой, с разрезом сзади до талии, шили ее обычно из шелка и парчи. У аларских, боханских и унгинских бурят безрукавки были расклешенные книзу и назывались хубайса.

Нижняя, нательная одежда состояла из рубахи - самса и штанов умдэн суженного покроя. Летние рубахи, распашные или глухого покроя, шились из русского ситца, сатина, китайского хлопка - соембуу. Их называли - морин самса, дотор самса, армаахи, урбаахи. Зимние самса шили из тонкой мягкой замши домашней выделки или бумазеи и назывались они куваньхи, хубайхи.

Выйдя замуж, девушка переодевалась в женский наряд, что означало социальное и ритуальное приобщение к роду мужа, переход ее в категорию замужних женщин. Наряду с изменением костюма девушка меняла и свои украшения на женские.

Украшения

Украшениям буряты как женщины, так и мужчины придавали большое значение, ибо они в их жизни служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов-оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой—Украшения носили мужчины и женщины. Повседневные украшения у всех были очень просты. Наиболее распространенные - это кольца, перстни, браслеты, серьги, их носили постоянно, не снимая. Женские украшения были более богатыми и разнообразными: головные, накосные, ушные, височные, нагрудные, поясные, боковые.

Головное украшение - даруулга или татуурга - представляло собой коралловый венок или корону на основе из бересты, обшитой черным бархатом, украшенной шариками коралла, янтаря, малахита, бирюзы. Бусины на ней нашивались в три ряда, в середине среднего ряда помещалась большая янтарная бусина, а справа и слева от нее кораллы меньшего размера и другие камни, образующие верхний и нижний ряд.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Самара-главный город Самарской губернии
1851 год стал поворотным для Самары, она становилась главным городом новой Самарской губернии. В первый день 1851 г. Назначенный первым Самарским губернатором С.Г. Волховский зачитал собравшимся гостям указ императора Николая I об «открыт ...

Вода – очищающее начало
В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца. Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться, такому купанию приписывается целебная сила ...

Религия и верования
В 10 веке Вепсы были крещены и приняли православие, поэтому и по сегодняшний день у них проявляется двоеверие. Всю силу, в которую верит этот народ условно можно разделить на 3 группы: духи природы, духи предков и злые духи. Вепсы из поко ...