История народностей и национальных культурных традиций

Материалы » Нации и народности в РФ » История народностей и национальных культурных традиций

Страница 1

Россия исторически формировалась как государство мно­гонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально раз­вивалась как объединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Специфика пос­ледних во многом определилась религиозным выбором. Русское православие всегда отличалось достаточно терпимым отноше­нием к межнациональным бракам, расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другими миро­выми религиями.

Разными путями оказались народы в составе России, при­чем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще - благо­даря стремлению самих этих народов стать под державную за­щиту могущественного российского престола.

Национальная политика царизма, как и любого многонацио­нального по составу государства мира, во многом была ориен­тирована на формирование унитарной политической и социаль­но-экономической инфраструктуры, культурную ассимиляцию ма­лочисленных народов. Были и существенные особенности. В от­личие от европейских стран, правительство России достаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которые были присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединение Средней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли систему местного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образ жиз­ни, религию и культуру населения. С момента включения в со­став государства национальные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности, хозяйственного уклада, религии, по­лучали равные с российским крестьянством права (статус под­данного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита по­лучала статус российского дворянства России.

Само понятие "инородец", "иноверец" в дореволюционной историографии в большинстве случаев не носило налета уни­чижения для представителей малочисленных коренных народов. Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей, исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера, национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграниче­ние народов по признаку родства ("иной род") или веры ("иная вера").[1]

Интерес представляет и состав российской армии, где сто­летиями существование национальных воинских частей органич­но сочеталось с практикой освобождения от воинской повин­ности сибирских "инородцев" и народов Севера.

В области национальной политики дореволюционная Рос­сия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным обра­зом межнациональное противостояние веками органически со­четалось с вполне зримым тяготением народов к единению.

Элементы политической борьбы на уровне национальных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Од­нако вражда между собственно народами не стала преоблада­ющей в российской истории. Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовало исчез­новению межэтнических стычек и войн, объективно способствуя демографическому приросту населения вне зависимости от на­циональной принадлежности.

Дружба, сотрудничество народов России не являются пря­мым результатом политики интернационализма, осуществляе­мой правительством СССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирного сосуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего бла­годаря приоритету духовно-нравственных ценностей над мате­риальными, которыми всегда отличалась российская действи­тельность. Татары, якуты, башкиры, мордва, карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов — это не случайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составная часть истории и культуры России.

В этом плане можно говорить о формировании на ее терри­тории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывно связаны с судьбой отечества, их объединяю­щего. Можно привести массу примеров самоотверженного слу­жения чести, достоинству и благополучию России представите­лей всех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии и ориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином (подданным) давным-давно опре­делялось и определяется не национальной принадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью слу­жить делу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории и культуры. Да этого отказа от него и не требовалось.

Современная Россия имеет вполне реальный шанс насле­довать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и его нельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциал всех народов благополу­чию и возрождению страны.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Гостеприимство
Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые появившегося в Дагестане человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!». По издавна сложившимся об ...

Воды
Территория Парка Победы относится к бассейну реки Пышмы. Река Пышма берет начало из болот за южной окраиной поселка Верхняя Пышма и несет свои воды в Тобол и имеет длину 603км. Также наблюдается связь с Шувакишом, из которого раньше наблю ...

Общественный строй славян по античным и византийским источникам
Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. В античных источниках они известны под именем венедов (венетов). ...