Община и русская крестьянская семья в Сибири

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Община и русская крестьянская семья в Сибири

Страница 1

В структуре сельского общества Сибири феодальной эпохи выделяется прежде всего волостная община — идентичная в главном крестьянским волостям других районов, но обладавшая некоторыми локальными особенностями. Местная волостная община, как правило, состояла из основного поселения (слободы, села, острога) и многочисленных тяготевших к нему сел, деревень, заимок. Деревни и села, крестьянское население которых было относительно малочисленным, нередко разделялись большими пространствами[84]. «Пашенное» общество Соснового острога, например, занимавшее в 1703 г. обширную территорию в бассейне р. Томь и включавшее крестьян самого острога, трех сел, 11 деревень и многих заимок по рекам Томь, Лебяжья и Сосновка, насчитывало всего 146 дворов[85]; 311 крестьянских дворов Бердской волости распределялось между 27 селениями, отстоящими друг от друга на десятки верст[86]; на 32 деревни, входившие в крестьянское общество с административным центром в Ялуторовском остроге, приходилось в 1741 г. всего 268 дворов крестьян. Исключением были волости с компактным поселением крестьян — аналогичные Спасской волости Томского уезда; вне самого Спасского села жило лишь 7 семей.

В ходе продолжавшегося в XVIII — первой половине XIX в. освоения территории Юго-Западной Сибири складывались новые волостные общины да расширялись ранее существовавшие, что сопровождалось их сегментацией. В Бердской волости, например, к 60-м гг. XVIII в. числилось уже 64 селения. Равное число населенных пунктов зарегистрировано в конце 50-х гг. в Чаусской волости[87]. Причем разбросанность этих селений исчислялась сотнями верст, что, естественно, затрудняло функционирование волостных общинных организаций.

Аппарат чрезмерно разросшейся общины не мог справиться со своими административно-податными и хозяйственными функциями. Однако и после преобразований волости оставались весьма значительными по размерам. Дальнейшее их дробление оказывалось невыгодным и для властей, и для самих крестьян, так как было связано с новыми поборами «на мировую издержь» — расходы на содержание выборной администрации и писарей[88]. В то же время в таком дроблении не существовало особой необходимости, поскольку внутри волостных общин действовали более мелкие организационно оформленные соседские группировки, перенявшие на себя часть задач по регулированию «нравственного» и материального положения, как отдельных своих членов, так и семейств. В данном случае имеются в виду собственно сельские общины, которые чаще всего включали в себя крестьян одного, реже – 2 – 3 селений или несколько заимок, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Они могли существенно различаться по числу дворов, но всегда сохраняли небольшие размеры. Самое значительное в Чаусской волости 60-х гг. XVIII в. сельское общество деревень Большого Ояшу и Мельниковой не насчитывало даже 40 крестьянских семей. Существовали здесь деревенские общины и из 5 – 6 семей.

Сельская община являлась посредником между семьей и волостной общиной; именно в ее задачу входило повседневное наблюдение за бытом семей хлебопашцев. Волостные крестьянские власти, имевшие под управлением весьма значительный по площади и населенности территории, лишь в самой минимальной степени могли участвовать в решении этой задачи.

Автор капитального исследования по обычному гражданскому праву в России С.В. Пахман объяснял постоянное вмешательство деревенского «мира» в семейную жизнь хлебопашцев тем, что «самое хозяйство крестьян, все их имущество и трудовые силы имеют для сельской общины весьма важное значение как источник и гарантия хозяйственных ее интересов .»[89]. Действительно, крестьянской общине была свойственна забота об имущественно-податной состоятельности отдельных семей. И объяснялось это, с одной стороны, коллективной ответственностью деревни за своевременное «исправление» феодальных повинностей в пользу земельного собственника, а с другой — назначением соседской общины как союза непосредственных производителей, носительницы обычного права и общественного мнения крестьян. Надо иметь в виду и то, что власти прямо возлагали на общину, на выборных крестьянских начальников контроль за нравственностью крестьян и сохранностью их домашнего «имения». Что касается соседских объединений низшего типа, то члены их были в большинстве случаев связаны узами родства и свойства, чем, кстати, обусловлено существование в Юго-Западной Сибири обычая деревенской экзогамии, — это также имело значение во взаимоотношениях семьи и «мира»[90].

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Виды инструментальной музыки долган
" В отечественной этноорганолии инструменты классифицируются по системе Э. Хорнбостеля и К. Закса. В её основе лежат два критерия - что выступает источником звука и каковы способы звукоизвлечения. Поэтому по первому принципу все инст ...

Прикладное искусство
Открытие мира средневекового новгородского прикладного искусства — одно из важнейших достижений новгородской археологии. До этого открытия великие шедевры зодчества, фресковой живописи и иконописи казались прекрасными цветами, выросшими н ...

Нижегородский Кремль
Нижегородский Кремль нижегородский кремль мордовский озеро Нижегородский кремль - крепость в Нижнем Новгороде, исторический центр города. Кремль не имеет аналогов по перепаду высот между двумя его половинами и является одним из самых со ...