Община и русская крестьянская семья в Сибири

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Община и русская крестьянская семья в Сибири

Страница 1

В структуре сельского общества Сибири феодальной эпохи выделяется прежде всего волостная община — идентичная в главном крестьянским волостям других районов, но обладавшая некоторыми локальными особенностями. Местная волостная община, как правило, состояла из основного поселения (слободы, села, острога) и многочисленных тяготевших к нему сел, деревень, заимок. Деревни и села, крестьянское население которых было относительно малочисленным, нередко разделялись большими пространствами[84]. «Пашенное» общество Соснового острога, например, занимавшее в 1703 г. обширную территорию в бассейне р. Томь и включавшее крестьян самого острога, трех сел, 11 деревень и многих заимок по рекам Томь, Лебяжья и Сосновка, насчитывало всего 146 дворов[85]; 311 крестьянских дворов Бердской волости распределялось между 27 селениями, отстоящими друг от друга на десятки верст[86]; на 32 деревни, входившие в крестьянское общество с административным центром в Ялуторовском остроге, приходилось в 1741 г. всего 268 дворов крестьян. Исключением были волости с компактным поселением крестьян — аналогичные Спасской волости Томского уезда; вне самого Спасского села жило лишь 7 семей.

В ходе продолжавшегося в XVIII — первой половине XIX в. освоения территории Юго-Западной Сибири складывались новые волостные общины да расширялись ранее существовавшие, что сопровождалось их сегментацией. В Бердской волости, например, к 60-м гг. XVIII в. числилось уже 64 селения. Равное число населенных пунктов зарегистрировано в конце 50-х гг. в Чаусской волости[87]. Причем разбросанность этих селений исчислялась сотнями верст, что, естественно, затрудняло функционирование волостных общинных организаций.

Аппарат чрезмерно разросшейся общины не мог справиться со своими административно-податными и хозяйственными функциями. Однако и после преобразований волости оставались весьма значительными по размерам. Дальнейшее их дробление оказывалось невыгодным и для властей, и для самих крестьян, так как было связано с новыми поборами «на мировую издержь» — расходы на содержание выборной администрации и писарей[88]. В то же время в таком дроблении не существовало особой необходимости, поскольку внутри волостных общин действовали более мелкие организационно оформленные соседские группировки, перенявшие на себя часть задач по регулированию «нравственного» и материального положения, как отдельных своих членов, так и семейств. В данном случае имеются в виду собственно сельские общины, которые чаще всего включали в себя крестьян одного, реже – 2 – 3 селений или несколько заимок, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Они могли существенно различаться по числу дворов, но всегда сохраняли небольшие размеры. Самое значительное в Чаусской волости 60-х гг. XVIII в. сельское общество деревень Большого Ояшу и Мельниковой не насчитывало даже 40 крестьянских семей. Существовали здесь деревенские общины и из 5 – 6 семей.

Сельская община являлась посредником между семьей и волостной общиной; именно в ее задачу входило повседневное наблюдение за бытом семей хлебопашцев. Волостные крестьянские власти, имевшие под управлением весьма значительный по площади и населенности территории, лишь в самой минимальной степени могли участвовать в решении этой задачи.

Автор капитального исследования по обычному гражданскому праву в России С.В. Пахман объяснял постоянное вмешательство деревенского «мира» в семейную жизнь хлебопашцев тем, что «самое хозяйство крестьян, все их имущество и трудовые силы имеют для сельской общины весьма важное значение как источник и гарантия хозяйственных ее интересов .»[89]. Действительно, крестьянской общине была свойственна забота об имущественно-податной состоятельности отдельных семей. И объяснялось это, с одной стороны, коллективной ответственностью деревни за своевременное «исправление» феодальных повинностей в пользу земельного собственника, а с другой — назначением соседской общины как союза непосредственных производителей, носительницы обычного права и общественного мнения крестьян. Надо иметь в виду и то, что власти прямо возлагали на общину, на выборных крестьянских начальников контроль за нравственностью крестьян и сохранностью их домашнего «имения». Что касается соседских объединений низшего типа, то члены их были в большинстве случаев связаны узами родства и свойства, чем, кстати, обусловлено существование в Юго-Западной Сибири обычая деревенской экзогамии, — это также имело значение во взаимоотношениях семьи и «мира»[90].

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

История села Парфеньево в 20 в.
В начале 20 в. в Парфеньеве продолжает развиваться образование и медицина. В 1907 г. больницу Парфеньева признали межуездной в связи с тем, что там лечились жители Галичского и Чухломского уездов. Это привело к тому, что в больнице учред ...

Значение святок у русских
Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей святить праздники Г ...

Возникновение и развитие казачьих поселений на тереке
О происхождении первых казачьих поселений на Тереке не утихают споры, однако, существует несколько основных точек зрения на этот вопрос. В. А. Потто, И. Д. Попко, М. А. Караулов считают, что первыми поселенцами на Тереке были новгородски ...