Община и русская крестьянская семья в Сибири

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Община и русская крестьянская семья в Сибири

Страница 2

Регулирование семейно-брачных отношений в деревне осуществлялось общиной как прямым, так и опосредованным способом—через выработанные «миром» обычаи и традиции, влиявшие на сознание и поступки отдельных личностей. Формы непосредственного регулирования были разнообразны. Повседневный контроль за бытом крестьянских семей осуществлялся и всей сельской общиной, и — по ее поручению — выборными лицами, соседями. Конфликтные ситуации (в зависимости от их остроты) разрешались «контролерами» на месте или выносились на рассмотрение сельских сходов, волостных судов, коронной администрации[91].

Община стремилась регламентировать практически все стороны семейного быта крестьян и прежде всего заключение браков. Это, вообще говоря, не было специфически сибирским явлением. «Брак в крестьянском быту имеет такое значение, что все общество принимает участие в его заключении, отчасти в виде материальной или нравственной поддержки, а отчасти и непосредственно в самом «веселье» ., свадьба является как бы общественным делом, признанием брака со стороны общества .». Община могла влиять на выбор невесты или жениха, следила за исполнением обрядов, оформлявших брачный союз, чаще всего принимая сторону родителей. Недаром в одной из свадебных песен невеста говорит подругам: «Не сама собой я замуж пошла, отдает меня сударь-батюшка, приневоливает родна матушка, потакают люди добрые»[92].

Не следует, однако, думать, что сельское общество требовало при браке обязательного благословения молодых родителями – его могло заменить «мирское» благословение. При этом община руководствовалась уже не традиционным обычаем, а вновь выработанной нормой: несогласие родителей на брак большей частью происходило «от причин чисто эгоистических», прежде всего от нежелания лишиться работниц. Особенно неохотно расставались с дочерьми приписные крестьяне, в хозяйстве которых женский труд в силу частых отлучек мужчин на заводские отработки имел исключительное значение. И сельский мир, стремясь обеспечить естественное воспроизводство населения и рост хозяйства в границах деревни, села, волости, должен был вступить в конфликт с родителями.

Костров отмечает, что крестьянские суды в своих решениях «становятся против» невенчанных браков и приводит в доказательство несколько конкретных тому примеров. Но, если обратиться к архивным данным, можно убедиться, что молодые, имея «мирское» согласие на брак, могли обходиться без обряда венчания. Община сопротивлялась попыткам сверху «разлучить» «невенчанных» супругов[93].

«Светское начальство» поддерживало стремление общины контролировать заключение браков и требовало, чтобы служители церкви приступали к венчанию, лишь имея «достоверное свидетельство знающих оных (т. е. жениха и невесту) людей» о соответствии кандидатов в супруги «законным» условиям и друг другу. В роли «знающих людей» как раз и выступали соседи-общинники[94].

Со времени своего рождения крестьянская семья оказывалась под опекой «мира», регулировавшего отношения между мужем и женой, родителями и детьми, прочими членами семьи; ведавшего вопросами разделов, наследования и т. д.

Вмешательство общины во взаимоотношения супругов следует считать сравнительно новым явлением, свойственным именно рассматриваемой территории. Большая потребность в женских рабочих руках, исключительное значение женского труда в местном крестьянском хозяйстве, наличие холостых мужчин (в основном из новопоселенцев) поднимали авторитет женщины в ее собственных глазах, а также в семье и обществе. А это, в свою очередь, давало женщине основания более активно отстаивать свои интересы в семье: широко распространенным явлением становится бегство жен; супружеские конфликты приобретают нередко трагическую развязку (убийство мужа и т. п.)[95]. В создавшихся условиях традиция, полагавшая, что муж имеет право обращаться с женой как ему заблагорассудится, а соседям приличнее оставаться в стороне (сославшись на пословицы «муж да жена — одна сатана» или «и корова ревет, и медведь ревет, и сам черт не разберет, кто кого дерет»), должна была уступить место новым правилам. Впрочем материалы свидетельствуют о живучести названной традиции в сознании людей.

Однако община все активнее вторгается во взаимоотношения супругов (действия «защитников» — одно из проявлений этого вмешательства). Волостные суды решаются даже на расторжение крестьянских браков. Сельский «мир» осуждал и преследовал явную жестокость в обращении мужа с женой. Подобные поступки шли вразрез и с хозяйственными интересами общины (грозили расстройством семьи, развалом «домообзаводства»), и с народной этикой, требовавшей уважительного отношения к женщине.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Нормативная база по регулированию деятельности казачества России конца ХХ века
Следует отметить, что в современный период принято много нормативных документов правительства, изучение которых легло в основу многих современных монографий. Мы приводим здесь их перечень, потому что вся современная историография так или ...

Ремесла и торговля
Продукты земледелия и животноводства служили также сырьем для различных ремесел и домашних промыслов. Больше всего занимались выделкой кож, шитьем одежды, изготовлением летней и зимней обуви из кожи и шерсти, варкой мыла, литьем сальных с ...

Сибирская провинциальная старина
Встает рассвет над сказочным раздольем, Румянит новостроек корпуса. Ты молодеешь, древнее Усолье, Волнует сердце мне твоя краса. Город сибирский древний С трудной и славной судьбой, Я навсегда остаюсь тебе верным, Город над Ангарой ...