Община и русская крестьянская семья в Сибири

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Община и русская крестьянская семья в Сибири

Страница 4

Таким образом, местная община стремилась в какой-то степени поддерживать традиционный принцип крестьянского наследственного права — участия в «общей собственности по мере труда, вложенного на приобретение этой собственности»[104].

Активность «мира» в сфере регулирования брачно-семейных отношений, с одной стороны, как отмечалось выше, стимулировалась властями, но с другой — сдерживалась местной администрацией, бравшей довольно часто на себя рассматриваемые функции общины. В особо стесненных условиях находилась община «пашенных» и приписных крестьян, к семейному быту которых местные управители относились с положенным пристрастием. В частности, приказчики «пашенных» крестьян, главная задача которых «над . пашенными крестьяны в посеве и в ужине, и в умолоте ево, великого государя, десятинной пашни смотреть и чтоб они, пашенные крестьяне к тому делу были радетелны и впредь ко всяким государевым податям прочны», отвечали и за то, чтобы их подведомственные «жили домами и меж собою женились, и в замужество дочерей своих давали опричь иных чинов .»[105].

Приказчики обращались за содействием к уездным властям. Надо сказать, что воеводы, коменданты, земские исправники уделяли немало внимания регулированию семейного быта населения (через приказчиков, комиссаров или непосредственно). То же можно отметить относительно Колывано-Воскрёсенского горного начальства и подчиненных ему управителей. Заключение браков, внутрисемейные отношения, наследование, разделы — по всем этим вопросам приписные крестьяне могли адресоваться через голову «мира» к кабинетской администрации. Она же производила «разбирательство» и выносила решения, далеко не всегда привлекая к этому общинные власти[106]. Вмешательство горнозаводских чиновников в семейный быт приписных крестьян происходило в отдельных случаях и по инициативе самих чиновников.

В условиях малонаселенной окраины крестьянская семья интересовала власти, прежде всего как социальный институт, в рамках которого происходит воспроизводство потомства. Преследуя, в конечном счете, чисто фискальные цели, власти стремились разными мерами активизировать этот процесс. Позиция местной администрации ослабляла авторитет общины, ее выборных органов, обостряла внутриобщинные конфликты.

Возможность обратиться непосредственно к «высшим» властям, обжаловать решение «мира» и его выборных «начальников», с одной стороны, имела положительное значение: ограничивался в известной степени произвол «лучших людей», верховодивших в общине, по отношению к семейному быту крестьян-бедняков. С другой стороны, сами «лучшие люди» могли, не считаясь с «мирским» мнением, преступать те элементы демократизма, которые заключало в себе обычное семейное право, и в конце концов способствовать их разрушению[107].

Разнозначимость политики местной администрации для крестьянского семейного быта непосредственно связана с противоречивостью последствий собственно общинного влияния на семью, что, в свою очередь, определялось дуализмом земледельческой общины. Консервация большой неразделенной семьи, сдерживание семейных разделов, стремление ограничить личную инициативу в брачно-семейных отношениях — все это моменты отрицательного порядка (в границах функциональной пары «мир» — «крестьянская семья»). Однако в итоге приходится оценивать положительно тот факт, что между крестьянской семьей и феодальным государством находилась соседская община — организация непосредственных производителей, стремившаяся в своей деятельности исходить из интересов крестьян.

Страницы: 1 2 3 4 

Популярные материалы:

Мужская одежда
На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма. Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, ман ...

Достопримечательности Петроградской стороны - Домик Петра
В ходе Северной войны (1700-1721 гг.), которую Россия вела со Швецией, и был основан город Санкт-Петербург. Чтобы окончательно закрепить приневские земли за Россией, 16 (27) мая 1703 г. была основана крепость, получившая имя небесного пок ...

Одежда славян
Согласно современным воззрениям культура эпохи славян испытала влияние культурвикингов, вендов и русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с точностью неизвестна. На раннем этапе археологических исслед ...