Община и русская крестьянская семья в Сибири

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Община и русская крестьянская семья в Сибири

Страница 4

Таким образом, местная община стремилась в какой-то степени поддерживать традиционный принцип крестьянского наследственного права — участия в «общей собственности по мере труда, вложенного на приобретение этой собственности»[104].

Активность «мира» в сфере регулирования брачно-семейных отношений, с одной стороны, как отмечалось выше, стимулировалась властями, но с другой — сдерживалась местной администрацией, бравшей довольно часто на себя рассматриваемые функции общины. В особо стесненных условиях находилась община «пашенных» и приписных крестьян, к семейному быту которых местные управители относились с положенным пристрастием. В частности, приказчики «пашенных» крестьян, главная задача которых «над . пашенными крестьяны в посеве и в ужине, и в умолоте ево, великого государя, десятинной пашни смотреть и чтоб они, пашенные крестьяне к тому делу были радетелны и впредь ко всяким государевым податям прочны», отвечали и за то, чтобы их подведомственные «жили домами и меж собою женились, и в замужество дочерей своих давали опричь иных чинов .»[105].

Приказчики обращались за содействием к уездным властям. Надо сказать, что воеводы, коменданты, земские исправники уделяли немало внимания регулированию семейного быта населения (через приказчиков, комиссаров или непосредственно). То же можно отметить относительно Колывано-Воскрёсенского горного начальства и подчиненных ему управителей. Заключение браков, внутрисемейные отношения, наследование, разделы — по всем этим вопросам приписные крестьяне могли адресоваться через голову «мира» к кабинетской администрации. Она же производила «разбирательство» и выносила решения, далеко не всегда привлекая к этому общинные власти[106]. Вмешательство горнозаводских чиновников в семейный быт приписных крестьян происходило в отдельных случаях и по инициативе самих чиновников.

В условиях малонаселенной окраины крестьянская семья интересовала власти, прежде всего как социальный институт, в рамках которого происходит воспроизводство потомства. Преследуя, в конечном счете, чисто фискальные цели, власти стремились разными мерами активизировать этот процесс. Позиция местной администрации ослабляла авторитет общины, ее выборных органов, обостряла внутриобщинные конфликты.

Возможность обратиться непосредственно к «высшим» властям, обжаловать решение «мира» и его выборных «начальников», с одной стороны, имела положительное значение: ограничивался в известной степени произвол «лучших людей», верховодивших в общине, по отношению к семейному быту крестьян-бедняков. С другой стороны, сами «лучшие люди» могли, не считаясь с «мирским» мнением, преступать те элементы демократизма, которые заключало в себе обычное семейное право, и в конце концов способствовать их разрушению[107].

Разнозначимость политики местной администрации для крестьянского семейного быта непосредственно связана с противоречивостью последствий собственно общинного влияния на семью, что, в свою очередь, определялось дуализмом земледельческой общины. Консервация большой неразделенной семьи, сдерживание семейных разделов, стремление ограничить личную инициативу в брачно-семейных отношениях — все это моменты отрицательного порядка (в границах функциональной пары «мир» — «крестьянская семья»). Однако в итоге приходится оценивать положительно тот факт, что между крестьянской семьей и феодальным государством находилась соседская община — организация непосредственных производителей, стремившаяся в своей деятельности исходить из интересов крестьян.

Страницы: 1 2 3 4 

Популярные материалы:

История заселения территории Одессы
На территории современной Одессы первые античные поселения появились еще в V-III веках до н.э. в связи с необходимостью каботажного плавания по Черному морю, которое древние греки называли Понт Евксинский – «гостеприимное море». На окрест ...

Короленко в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород дал мне радушный прием долгих скитаний, и те дружеские связи, которые у меня завязались в этом периоде, заставляют меня вспомнить о нём, как о второй родине. (В.Г. Короленко.) Первый раз он оказался в нижегородском к ...

Обрядовые песни
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Дорогая наша Масленица, Авдот ...