Свадебный ритуал

Страница 1

Как только достигалась договоренность о браке и уплачивалась часть (или весь) калыма, обе стороны начинали тщательно готовиться к свадьбе. Когда обе стороны были готовы к свадьбе, то сообщали об этом через специальных людей. Но преимущество было на стороне невесты: ее сторона устанавливала, в какой день приехать за невестой. Сторона жениха тщательно к этому готовилась. Назначали дружков жениха, решали, сколько их поедет за невестой, кто их возглавит, какой будет транспорт, кто будет везти знамя (байракъ), ореховую шапку (къоз берк) и т. д. Когда все были готовы к отъезду, выносились «ореховая шапка» и знамя жениха.

Ореховую шапку делали из плотного войлока и прикрепляли к палке. На шапку нашивали орехи, конфеты, ленты, монеты, платочки. Говорили, чем больше предметов будет пришито к шапке, тем больше будет счастья и детей у молодоженов. Орехи на шапке выступали как символ счастья. Считалось, что они оберегают от зла. Ореховую шапку давали самому ловкому наезднику, чтобы он мог сохранить его, довезти до дома невесты, и вручить матери невесты.

На знамени жениха сверху изображали родовое тавро жениха, а снизу - невесты, что означало - эти два рода породнились. Знамя жениха вручали тоже самому лучшему наезднику. Местная молодежь старалась увезти ореховую шапку и знамя. Если ей это удавалось, то дружки жениха должны были платить выкуп.

Важную роль в свадьбе играл транспорт. Невесту везли в дом жениха в фаэтоне, на арбе, санях, куда впрягали чаще всего лошадей. Но возили и на волах и ослах, в труднопроходимых местах — верхом на лошади. Свадебный транспорт украшался, особенно конская сбруя. Вместе с дружками за невестой мог поехать и жених. Н. Ф. Грабовский писал: «Когда настанет время взять невестку в дом жениха, последний собирает во всем ауле молодежь, и вместе с нею сам или ближайший родственник его отправляется туда, где живет невеста».

Тем временем обе стороны готовили свадебную пищу, которая считалась важным моментом торжества. Это — холодные закуски, горячие блюда, напитки, приправы, сладкое и т. п. На стол подавалось: масло, сыр, сливки, сметана, творог, тузлук, вареные печень и легкие, жёрме ,закуска из вареных бараньих ног, засоленных в сыворотке с ароматными приправами, сушеное мясо в жареном виде, кушанье в виде колбасы из мякоти мяса (мясо резали на мелкие кусочки, добавляли чеснок, лук, перец, соль, закладывали в толстую кишку и коптили над очагом). Все перечисленные блюда считались, да и сейчас считаются, самой вкусной и почетной пищей. Из сладкого подавали сахар, повидло, халву, къууут (сушеные дикие груши мололи на ручной мельнице и полученную муку смешивали с водой). Из напитков — айран, молоко, нарзан, бузу, пиво и т. д. Некоторые из мясных, молочных и мучных блюд имели свое особое назначение.

Пока дружки ездили за невестой, в доме жениха забивали быка, баранов, птицу для приготовления мясных блюд к свадебному столу. При разделывании птицы и скота и при приготовлении мясных и других блюд придерживались определенных правил и обычаев. Нарушать их строго запрещалось. Птицу резали мужчины, а разделывали, варили и жарили женщины. Баранов и быка резали, разделывали и готовили только мужчины. В семье невесты для встречи дружков жениха и гостей тоже готовили холодные и горячие мясные и мучные блюда, сладкие напитки. Дружков жениха и его самого встречали радушно, приветствовали, пожимая руку двумя руками и обнимая трижды. Эти знаки приветствия выражали особое уважение друг к другу. Старшему дружков жениха подносили почетный бокал с бузой. Взяв его двумя руками, он произносил тост (алгъыш). После этого гостей рассаживали за свадебным столом по старшинству: старших - со старшими, младших – с младшими. Женщин усаживали отдельно от мужчин. Как объясняют старики, это делалось, чтобы они не стесняли друг друга. После этого на стол перед старшим ставили гоппан. Он произносил тост.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Общие нормы уважительного отношения к старшему
Повиновение родителям и почтение к старшим - закон гор. Приведем некоторые общепринятые нормы уважительного отношения к старшим, бытующие среди дагестанского населения: Когда в комнату входит отец, дедушка или посторонний пожилой челове ...

Строительство Томского острога
Около 1598 года сургутские казаки появились у устья Чулыма. О том, что река Чулым стала известна русским раньше построения Томского городка, свидетельствует отписка, отправленная кетским воеводой Постником Вельским в Томск Гавриле Иванови ...

Тульские фабриканты
В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Канырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие. Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году. К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследн ...