Свадебный этикет и ритуал балкарцев

Материалы » Свадебный этикет и ритуал балкарцев

Балкарцы и карачаевцы по своему происхождению, языку и культуре являются родственными народами, издавна населяющими северные склоны центральной части Главного Кавказского хребта. Их язык принадлежит к западной ветви тюркских языков. В настоящее время балкарцы живут в Кабардино-Балкарии и некоторых районах Казахстана и Средней Азии. С древнейших времен они соседствуют с кабардинцами, черкесами, осетинами, абазинами, ногайцами и их жизнь тесно связана с жизнью этих народов в экономическом и культурном отношении. Богатейшим культурным наследием балкарцев и карачаевцев является свадебный обряд. В нем нашли отражение уклад жизни, труд, характер, нравы, традиции, обычаи этих народов, социальное положение человека в обществе и т.д. Карачаево-балкарская свадьба имеет много общего с осетинской, кабардинской, черкесской, абазинской, ногайской, кумыкской и свадьбами других народов Кавказа. Например: умыкание невесты, калым за нее, приданое, подарки, расходы на свадьбу. У балкарцев и карачаевцев иногда невесту везли не в дом жениха, а в дом одного из его родственников. Этот обычай существовал также у осетин, чеченцев и ингушей. Были запрещены браки между материнскими и отцовскими родственниками у балкарцев, адыгов, карачаевцев, осетин. Запрещались браки между представителями разных сословий, мусульманки с иноверцем. И многое другое. Изучение дошедшего до нас культурного наследия как своеобразного историко-этнографического источника - неотложная задача. Ведь все меньше и меньше остается тех людей, которые знают народные обряды, танцы, игры, старинные песни.

Сведения о народной свадьбе балкарцев и карачаевцев большей частью относятся ко второй половине XIX- началу XX века, но, к сожалению, они у многих авторов носят поверхностный, обзорный характер, очень скудны, порой ошибочны. Дореволюционные путешественники, исследователи, которые по разным причинам посещали Балкарию и Карачай, интересовались лишь в общих чертах их бытом, обычаями, обрядами песнями, танцами играми.

Карачаевцы и балкарцы, как и многие народы Северного Кавказа, не имели своей письменности, поэтому не могли письменно отразить свою историю. Известия дореволюционных авторов служат единственным источником для изучения их истории, и в том числе народной свадьбы. Но «…при всей ценности такого рода источников,- указывает В.К. Гарданов,- они являются обычно малодоступными не только для широких кругов читателей, интересующихся историей своего народа, но даже и для специалистов- исследователей. Причиной тому, прежде всего, является трудность и сложность выявления всех тех иностранцев, которые писали о данном народе в эти периоды. Но даже тогда, когда эти авторы выявлены, использование их сочинений остается весьма затруднительным. Так как они бывают представлены очень редкими изданиями, хранящимися в крупнейших библиотеках мира и написаны на самых различных европейских и восточных языках».

Обращают на себя внимание труды Э.Кемпфера, Ж.Д.де Басса. Они занимались изучением истории, этнографии, языка, фольклора народов Кавказа.

И.Ф. Бларамберг оставил описание природных богатств Карачая и Балкарии, внешности, одежды, оружия, жилища, пищи, языка, нравов, обычаев, похорон, брака, танцев народов Кавказа. Более полную картину балкарской свадьбы представил Н.Ф.Грабовский. Он описал свадебный транспорт, знамя невесты, одежду, свадебную песню «Орайда», тамаду, дружков жениха - киеу женгерле, музыкальные инструменты, брак, калым, знакомство юноши и девушки, свадебные церемонии, приданое, свадебные бокалы. Наиболее полно все стороны свадебного обряда балкарцев отражены в работе Н.П. Тульчинского. В ней он пишет о характере народа, его нравственном облике, выносливости, охоте, функции очага, о положении женщины в семье, одежде, свадьбе. Значительным явлением в исследовании народной свадьбы карачаевцев и балкарцев стал Очерк И.М.Шаманова «Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX- начале в.»

В «Очерках истории балкарского народа» кратко представлены брак и свадебный обряд, даны названия нескольких свадебных танцев («Тегерек тепсеу», «Тюз тепсеу», «Абезех»).

Популярные материалы:

Новые тайны крымских пещер
Крымские горы являются самыми старыми горами в мире. С древних времен сотрясения земной коры, различные природные катаклизмы и вода способствовали образованию в горах карстовых полостей, часть из которых превратилась в большие пещеры. Все ...

Характеристика культурной жизни нижнетерского казачества в конце ХІХ – начале ХХ вв.
Развитие экономики, появление современных индустриальных производств требовало подготовки грамотных, образованных работников. Это обусловило постоянный подъем культуры и образования на Тереке. Поселения казаков на Нижнем Тереке играли важ ...

Развитие партизанского движения на Гомельщине
Одним из важнейших очагов массового партизанского движения Беларуси являлась территория гомельской области (вместе с бывшей Полесской областью). Природные условия лесисто-болотистой местности Полесья создавали все условия для организации ...