Свадебный этикет и ритуал балкарцев

Материалы » Свадебный этикет и ритуал балкарцев

Балкарцы и карачаевцы по своему происхождению, языку и культуре являются родственными народами, издавна населяющими северные склоны центральной части Главного Кавказского хребта. Их язык принадлежит к западной ветви тюркских языков. В настоящее время балкарцы живут в Кабардино-Балкарии и некоторых районах Казахстана и Средней Азии. С древнейших времен они соседствуют с кабардинцами, черкесами, осетинами, абазинами, ногайцами и их жизнь тесно связана с жизнью этих народов в экономическом и культурном отношении. Богатейшим культурным наследием балкарцев и карачаевцев является свадебный обряд. В нем нашли отражение уклад жизни, труд, характер, нравы, традиции, обычаи этих народов, социальное положение человека в обществе и т.д. Карачаево-балкарская свадьба имеет много общего с осетинской, кабардинской, черкесской, абазинской, ногайской, кумыкской и свадьбами других народов Кавказа. Например: умыкание невесты, калым за нее, приданое, подарки, расходы на свадьбу. У балкарцев и карачаевцев иногда невесту везли не в дом жениха, а в дом одного из его родственников. Этот обычай существовал также у осетин, чеченцев и ингушей. Были запрещены браки между материнскими и отцовскими родственниками у балкарцев, адыгов, карачаевцев, осетин. Запрещались браки между представителями разных сословий, мусульманки с иноверцем. И многое другое. Изучение дошедшего до нас культурного наследия как своеобразного историко-этнографического источника - неотложная задача. Ведь все меньше и меньше остается тех людей, которые знают народные обряды, танцы, игры, старинные песни.

Сведения о народной свадьбе балкарцев и карачаевцев большей частью относятся ко второй половине XIX- началу XX века, но, к сожалению, они у многих авторов носят поверхностный, обзорный характер, очень скудны, порой ошибочны. Дореволюционные путешественники, исследователи, которые по разным причинам посещали Балкарию и Карачай, интересовались лишь в общих чертах их бытом, обычаями, обрядами песнями, танцами играми.

Карачаевцы и балкарцы, как и многие народы Северного Кавказа, не имели своей письменности, поэтому не могли письменно отразить свою историю. Известия дореволюционных авторов служат единственным источником для изучения их истории, и в том числе народной свадьбы. Но «…при всей ценности такого рода источников,- указывает В.К. Гарданов,- они являются обычно малодоступными не только для широких кругов читателей, интересующихся историей своего народа, но даже и для специалистов- исследователей. Причиной тому, прежде всего, является трудность и сложность выявления всех тех иностранцев, которые писали о данном народе в эти периоды. Но даже тогда, когда эти авторы выявлены, использование их сочинений остается весьма затруднительным. Так как они бывают представлены очень редкими изданиями, хранящимися в крупнейших библиотеках мира и написаны на самых различных европейских и восточных языках».

Обращают на себя внимание труды Э.Кемпфера, Ж.Д.де Басса. Они занимались изучением истории, этнографии, языка, фольклора народов Кавказа.

И.Ф. Бларамберг оставил описание природных богатств Карачая и Балкарии, внешности, одежды, оружия, жилища, пищи, языка, нравов, обычаев, похорон, брака, танцев народов Кавказа. Более полную картину балкарской свадьбы представил Н.Ф.Грабовский. Он описал свадебный транспорт, знамя невесты, одежду, свадебную песню «Орайда», тамаду, дружков жениха - киеу женгерле, музыкальные инструменты, брак, калым, знакомство юноши и девушки, свадебные церемонии, приданое, свадебные бокалы. Наиболее полно все стороны свадебного обряда балкарцев отражены в работе Н.П. Тульчинского. В ней он пишет о характере народа, его нравственном облике, выносливости, охоте, функции очага, о положении женщины в семье, одежде, свадьбе. Значительным явлением в исследовании народной свадьбы карачаевцев и балкарцев стал Очерк И.М.Шаманова «Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX- начале в.»

В «Очерках истории балкарского народа» кратко представлены брак и свадебный обряд, даны названия нескольких свадебных танцев («Тегерек тепсеу», «Тюз тепсеу», «Абезех»).

Популярные материалы:

Население
На территории Тазовского сельсовета, по состоянию на 1января 2009 года, проживает 2 063 человек. Из девяти населенных пунктов по количеству населения выделяются д. Жерновец (977 чел.), с. Тазово (708 чел.), с. Никольское (145 чел.). Основ ...

Влияние подстилающей поверхности
Уральский хребет, несмотря на сравнительно небольшие высоты, служит преградой на пути преобладающего западного переноса воздушных масс. Под влиянием гор меняется направление перемещения циклонов и антициклонов, замедляется их движение. Эт ...

Герои Давлекановского района
Славу давлекановской земли составляют ее трудолюбивые люди, достигшие высоких результатов в разных сферах деятельности. Гордостью земляков являются 4 Героя Советского Союза, 8 Героев Социалистического Труда, известные государственные деят ...