История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.

Материалы » История села Парфеньево » История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.

Страница 1

Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в его истории начался новый этап. (45) Потеряв статус уездного города, Парфеньев «пребывал в полудреме, развитием промышленности и ремесел не занимался, капиталами на губернию <…> не гремел». (46) Несмотря на географическое положение уезда, отстоящего от границ империи на многие километры, и окруженного непроходимыми лесами, в Парфеньеве пребывал гарнизон из трех десятков человек, положенный по штатам.

Каково было население уезда – сказать трудно. По указу Екатерины ΙΙ от 11 октября 1764 г. в уезде не должно было проживать более 30 тыс. человек. Но, как считает Л. Ковалева, в уезде насчитывалось намного меньше жителей, т.к. «этот северный лесной край никогда не был густо населен».(47) До наших дней дошли Памятные книжки Костромской губернии, по которым можно судить о численности населения посада в 1862 г. Оно составляло около 950 человек, из них основная масса была мещане (671 человек). В посаде насчитывалось 194 купца, 49 представителей православного духовенства, а так же 12 почетных граждан, потомственных и личных, и 11 потомственных дворян. В 1861 г. в посаде родилось 26 человек, все они были законнорожденные, умерло 22 человека, в основном это были дети до 5 лет.(48) Что касается занятий населения, то в Парфентьеве было 14 хлебников, 17 плотников, 7 булочников. Были так же портные, кузнецы, тележники, два цирюльника, один печник и один столяр. (49)

В посаде имелась Ратуша, где в 1853 г. бургомистром был В. Толстопятов, а ратманами И.И.Пуганов и Ф.С.Дубровин. Все они были мещане. Главой Думы был Яков Тимофеев, гласным – А.И.Суханов. Должность секретаря Ратуши и секретаря Думы исполнял М.М.Пятнин. В Парфентьеве был так же военный пристав Николай Алексеевич Цветков. (50)

В посаде исправно работала почтовая контора, в которой почтмейстером в 1853 г. был Максим Иванович Божков. Почта приходила в Парфентьев каждую среду, а отправляли ее по воскресеньям. (51)

Одной из особенностей данного периода истории можно назвать появление каменных церквей в посаде на месте деревянных. В 1790 г. на территории крепости, на месте древней часовни строят зимнюю, каменную церковь, которая стала соборной церковью Парфентьева. Она была выстроена в классическом стиле и была богато украшена внутри. В церкви были устроены приделы во имя святого Николая, святого Дмитрия Ростовского и Воскресения Христова. В ограде церкви стояла деревянная часовня. В соборной церкви была мемориальная доска в честь посещения ее в 1824 г. императором Александром Ι. Заслуживает внимания и внутренне убранство храма, которое было выполнено костромскими мастерами братьями Дурляпиными. Резные из дерева иконостасы с изумительным рисунком напоминали окаменелости. Эта резьба была истинным произведением искусства народных умельцев.

В 1848 г. на месте деревянной Ризположенской церкви строят каменную Макарьевскую летнюю церковь. В том же году деревянную Рождественскую церковь сменил каменный Рождественский храм с колокольней.(52) Она была миниатюрна, скромна и поражала гармоничностью своих форм. Строитель как бы задался целью отразить в ее архитектуре бедность и отчужденность существовавшего когда-то на этом месте монастыря. И от этого ее вид выигрывал в своем архитектурном облике в сравнении со стоящей напротив соборной Ризположенской церковью, помпезность и надменность которой бросается в глаза.

Другой особенностью данного периода истории Парфентьева является развитие образования и медицины. Кологривское земство с первых же дней своего существования занялось рассмотрением данных вопросов. В 1835 году в Парфентьеве было открыто приходское училище, а к началу земских реформ было четыре начальных училища Министерства Государственных имуществ (Преображенское, Матвеевское, Дорфеевское и Потрусовское). (53)

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Хозяйственная жизнь Ачинского острога
Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно у ...

Расселение и особенности культуры башкирского народа на Урале
Помимо собственно Республики Башкортостан, башкиры также живут в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае. Говорят на башкирском, русском и татарском языке. Пермские и свердловск ...

Празднование «Ивана Купала» в ближнем зарубежье
Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. "Yhannes" у финнов, "Ligo" - у латышей, "Jonines" - у литовцев, один из важнейших календарных праздников ...