История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.

Материалы » История села Парфеньево » История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.

Страница 1

Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в его истории начался новый этап. (45) Потеряв статус уездного города, Парфеньев «пребывал в полудреме, развитием промышленности и ремесел не занимался, капиталами на губернию <…> не гремел». (46) Несмотря на географическое положение уезда, отстоящего от границ империи на многие километры, и окруженного непроходимыми лесами, в Парфеньеве пребывал гарнизон из трех десятков человек, положенный по штатам.

Каково было население уезда – сказать трудно. По указу Екатерины ΙΙ от 11 октября 1764 г. в уезде не должно было проживать более 30 тыс. человек. Но, как считает Л. Ковалева, в уезде насчитывалось намного меньше жителей, т.к. «этот северный лесной край никогда не был густо населен».(47) До наших дней дошли Памятные книжки Костромской губернии, по которым можно судить о численности населения посада в 1862 г. Оно составляло около 950 человек, из них основная масса была мещане (671 человек). В посаде насчитывалось 194 купца, 49 представителей православного духовенства, а так же 12 почетных граждан, потомственных и личных, и 11 потомственных дворян. В 1861 г. в посаде родилось 26 человек, все они были законнорожденные, умерло 22 человека, в основном это были дети до 5 лет.(48) Что касается занятий населения, то в Парфентьеве было 14 хлебников, 17 плотников, 7 булочников. Были так же портные, кузнецы, тележники, два цирюльника, один печник и один столяр. (49)

В посаде имелась Ратуша, где в 1853 г. бургомистром был В. Толстопятов, а ратманами И.И.Пуганов и Ф.С.Дубровин. Все они были мещане. Главой Думы был Яков Тимофеев, гласным – А.И.Суханов. Должность секретаря Ратуши и секретаря Думы исполнял М.М.Пятнин. В Парфентьеве был так же военный пристав Николай Алексеевич Цветков. (50)

В посаде исправно работала почтовая контора, в которой почтмейстером в 1853 г. был Максим Иванович Божков. Почта приходила в Парфентьев каждую среду, а отправляли ее по воскресеньям. (51)

Одной из особенностей данного периода истории можно назвать появление каменных церквей в посаде на месте деревянных. В 1790 г. на территории крепости, на месте древней часовни строят зимнюю, каменную церковь, которая стала соборной церковью Парфентьева. Она была выстроена в классическом стиле и была богато украшена внутри. В церкви были устроены приделы во имя святого Николая, святого Дмитрия Ростовского и Воскресения Христова. В ограде церкви стояла деревянная часовня. В соборной церкви была мемориальная доска в честь посещения ее в 1824 г. императором Александром Ι. Заслуживает внимания и внутренне убранство храма, которое было выполнено костромскими мастерами братьями Дурляпиными. Резные из дерева иконостасы с изумительным рисунком напоминали окаменелости. Эта резьба была истинным произведением искусства народных умельцев.

В 1848 г. на месте деревянной Ризположенской церкви строят каменную Макарьевскую летнюю церковь. В том же году деревянную Рождественскую церковь сменил каменный Рождественский храм с колокольней.(52) Она была миниатюрна, скромна и поражала гармоничностью своих форм. Строитель как бы задался целью отразить в ее архитектуре бедность и отчужденность существовавшего когда-то на этом месте монастыря. И от этого ее вид выигрывал в своем архитектурном облике в сравнении со стоящей напротив соборной Ризположенской церковью, помпезность и надменность которой бросается в глаза.

Другой особенностью данного периода истории Парфентьева является развитие образования и медицины. Кологривское земство с первых же дней своего существования занялось рассмотрением данных вопросов. В 1835 году в Парфентьеве было открыто приходское училище, а к началу земских реформ было четыре начальных училища Министерства Государственных имуществ (Преображенское, Матвеевское, Дорфеевское и Потрусовское). (53)

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Праздники
Троица Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Чристова Воскресения на его учеников – апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание Бога-отца нести ...

Население
На территории Тазовского сельсовета, по состоянию на 1января 2009 года, проживает 2 063 человек. Из девяти населенных пунктов по количеству населения выделяются д. Жерновец (977 чел.), с. Тазово (708 чел.), с. Никольское (145 чел.). Основ ...

Обработка кожи. Изделия из нее
Из овечьих, телячьих, жеребячьих шкур калмыки выделывали тонкие, эластичные сапожные товары различных расцветок. Из них шили детские и женские сапоги, башмаки, изготавливали сумки для хранения денег, чая, наволочки для больших подушек. Ш ...