Наиболее важные места расселения старообрядцев

Материалы » . Заволжское старообрядчество в XVIII-XIX вв. » Наиболее важные места расселения старообрядцев

Страница 1

Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум — оба были выходцами с нижегородской земли.

П.И. Мельников-Печерский выделяет следующие места пребывания старообрядцев:

«Раскольники живут во всех уездах Нижегородской губернии. Луговая сторона Волги (Заволжье) и луговая же Оки составляющая северную часть губернии, населены преимущественно сектаторами поповщинских толков. На нагорной стороне Волги и Оки почти все раскольники принадлежат сектам безпоповщинским, в особенности же к Спасову согласию. Еретики распространены особенно в центре губернии (хлысты); оттуда они одной полосой проходят на север до села Лыскова на Волге; а другою по Московско-Симбирской почтовой дороге до пределов Владимирской губернии. Самая значительная часть по числу раскольников населенная местность село Городец Балахнинского уезда.»[1]

Можно заметить, что раскольники поповщицких сект, проживали по большей части селениями небольшими и малолюдными, а также близко одно от другого находящимися, тогда как раскольники безпоповщицких сект жили селениями более многочисленными и притом несколько отдаленными друг от друга. Это объясняется тем что раскольникам поповщицких толков было удобно скрывать своих монахов и попов, в случае опасности они переправлялись в другое селение. Раскольники безпоповщицкие в этом не нуждались, но им нужно было жить ближе друг к другу, чтобы не стать отшельниками.

Промышленная и торговая деятельность находились в тесной связи с расколом. «Крестьяне пока бедны и знают одну соху редко раскольничают. Где крестьяне на барщине – раскольников нет, но где они на оброке, там почти непременно встречаются сектаторы».[2] Это можно объяснить тем что последние были вольны во времени и неограничены земелделием или бросая его они пускались в прибыльную для них промышленность. Начинали обычно заниматься деятельностью с извоза или с заработков в своей и ,нередко, других губерниях и сталкивались с раскольниками, в руках которых находились во многих местах промышленность и торговля. Поэтому раскол особенно развивался на путях сообщения пунктов промышленности и торговли. Как подсчитывает П.И. Мельников-Печерский: «Волга и Ока – судоходные реки. По берегам Волги на 265 верст живет 27 204 раскольников. По берегам Оки на 170 верст живет 18969 раскольников.»[3] Из этого можно сделать вывод что почти четвертая часть всех сектаторов губернии живет на Волге и Оке. Чем ближе к верховьям рек, тем гуще население приречных раскольников. На каждую квадратную версту приходится по 4 раскольника. Население раскольников при судоходных реках в 2,5 раз гуще чем в губернии.

Выделяя следующие наиболее важные места в сектаторском отношении важно отметить:

Городец –

располагается на левом берегу Волги в Балахнинском уезде, также главная пристань верхового Нижегородского Поволжья. Здесь строятся и зимуют суда, кипит торговля и промышленность.

По сведениям П.И. Мельникова-Печерского:

« В Городце 445. Раскольников, а с приходскими деревнями 5666. В Городце есть беглопоповая часовня, имеющая в 3 губерниях до 50000 прихожан, более 70 лет держаться беглые попы, главнейшее местопребывание архимандрита Афанасия.»[4]

Но это село было важно, как место общей встречи сектаторов, куда сообщались новости из Москвы и передавались далее в Казань, Сибирь и Саратов. То есть, Городец являлся во второй половине XVIII века передаточным пунктом тайных сектаторских известий между Москвой и восточным краем России. «Это село и есть ключ в раскольничье Заволжье».

По поверию здесь был Святой город Китеж, разоренный татарами, часовня беглопоповская стоит на месте кельи, в которой скончался святой Александр Невский. Екатерина II, побывав в часовне выдала грамоту, по которой никто не может уничтожать часовни. В часовню по временам приходит из Костромы икона Федоровская Богородицы, бывшая прежде всего в Городце, что бы поплакать в благочестивом месте о том, что находится она в заточении у Никониан. На Оползне светятся по ночам гробы святых великих князей, а выйдут они наружу, когда падет церковь Никонианская, в это время Федоровская Богородица пойдет на небеси из Костромы в Городец и станет в их часовне. Если на заре поплывут бурлаки вниз по Волге мимо Кирилловой горы, она растворяется и выходят из нее старцы и говорят пловцам: «Когда будете в Жигулях, поклонитесь нашим братьям», то же самое бывает и в Жигулевских горах и оттуда старцы посылают поклоны к ним. Бурлаки же, подъезжая к Кирилловой горе, должны крикнуть: «Братья Кирилловой горы, вам кланяться велели братья Жигулевских гор, и выходят старцы, молча кланяются пловцам, в знак благодарности». Но если они забудут выполнить поручения то поднимается буря, судно садится на мель.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Этногенез ирландцев
Ирландия была впервые заселена около 7500 до н. э. мезолитическими рыбаками-охотниками, вероятно, из Шотландии. Им пришли на смену неолитические люди, которые использовали кремневые орудия, и затем люди из Средиземноморья, известные в лег ...

«Мертвая» дорога
"Могущество России, Сибирью прирастать будет" Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги. Так возникли две стройки, шедшие навстречу друг другу: Полвека назад, ...

Уездный город
В 1688 году указом Петра I самарской крепости был присвоен статус города. Самара стала не только военным форпостом, но торговым центром. Именно через Самару осуществлялась торговля России с Востоком. Постепенно, благодаря необычайно выгод ...