Наиболее важные места расселения старообрядцев

Материалы » . Заволжское старообрядчество в XVIII-XIX вв. » Наиболее важные места расселения старообрядцев

Страница 1

Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум — оба были выходцами с нижегородской земли.

П.И. Мельников-Печерский выделяет следующие места пребывания старообрядцев:

«Раскольники живут во всех уездах Нижегородской губернии. Луговая сторона Волги (Заволжье) и луговая же Оки составляющая северную часть губернии, населены преимущественно сектаторами поповщинских толков. На нагорной стороне Волги и Оки почти все раскольники принадлежат сектам безпоповщинским, в особенности же к Спасову согласию. Еретики распространены особенно в центре губернии (хлысты); оттуда они одной полосой проходят на север до села Лыскова на Волге; а другою по Московско-Симбирской почтовой дороге до пределов Владимирской губернии. Самая значительная часть по числу раскольников населенная местность село Городец Балахнинского уезда.»[1]

Можно заметить, что раскольники поповщицких сект, проживали по большей части селениями небольшими и малолюдными, а также близко одно от другого находящимися, тогда как раскольники безпоповщицких сект жили селениями более многочисленными и притом несколько отдаленными друг от друга. Это объясняется тем что раскольникам поповщицких толков было удобно скрывать своих монахов и попов, в случае опасности они переправлялись в другое селение. Раскольники безпоповщицкие в этом не нуждались, но им нужно было жить ближе друг к другу, чтобы не стать отшельниками.

Промышленная и торговая деятельность находились в тесной связи с расколом. «Крестьяне пока бедны и знают одну соху редко раскольничают. Где крестьяне на барщине – раскольников нет, но где они на оброке, там почти непременно встречаются сектаторы».[2] Это можно объяснить тем что последние были вольны во времени и неограничены земелделием или бросая его они пускались в прибыльную для них промышленность. Начинали обычно заниматься деятельностью с извоза или с заработков в своей и ,нередко, других губерниях и сталкивались с раскольниками, в руках которых находились во многих местах промышленность и торговля. Поэтому раскол особенно развивался на путях сообщения пунктов промышленности и торговли. Как подсчитывает П.И. Мельников-Печерский: «Волга и Ока – судоходные реки. По берегам Волги на 265 верст живет 27 204 раскольников. По берегам Оки на 170 верст живет 18969 раскольников.»[3] Из этого можно сделать вывод что почти четвертая часть всех сектаторов губернии живет на Волге и Оке. Чем ближе к верховьям рек, тем гуще население приречных раскольников. На каждую квадратную версту приходится по 4 раскольника. Население раскольников при судоходных реках в 2,5 раз гуще чем в губернии.

Выделяя следующие наиболее важные места в сектаторском отношении важно отметить:

Городец –

располагается на левом берегу Волги в Балахнинском уезде, также главная пристань верхового Нижегородского Поволжья. Здесь строятся и зимуют суда, кипит торговля и промышленность.

По сведениям П.И. Мельникова-Печерского:

« В Городце 445. Раскольников, а с приходскими деревнями 5666. В Городце есть беглопоповая часовня, имеющая в 3 губерниях до 50000 прихожан, более 70 лет держаться беглые попы, главнейшее местопребывание архимандрита Афанасия.»[4]

Но это село было важно, как место общей встречи сектаторов, куда сообщались новости из Москвы и передавались далее в Казань, Сибирь и Саратов. То есть, Городец являлся во второй половине XVIII века передаточным пунктом тайных сектаторских известий между Москвой и восточным краем России. «Это село и есть ключ в раскольничье Заволжье».

По поверию здесь был Святой город Китеж, разоренный татарами, часовня беглопоповская стоит на месте кельи, в которой скончался святой Александр Невский. Екатерина II, побывав в часовне выдала грамоту, по которой никто не может уничтожать часовни. В часовню по временам приходит из Костромы икона Федоровская Богородицы, бывшая прежде всего в Городце, что бы поплакать в благочестивом месте о том, что находится она в заточении у Никониан. На Оползне светятся по ночам гробы святых великих князей, а выйдут они наружу, когда падет церковь Никонианская, в это время Федоровская Богородица пойдет на небеси из Костромы в Городец и станет в их часовне. Если на заре поплывут бурлаки вниз по Волге мимо Кирилловой горы, она растворяется и выходят из нее старцы и говорят пловцам: «Когда будете в Жигулях, поклонитесь нашим братьям», то же самое бывает и в Жигулевских горах и оттуда старцы посылают поклоны к ним. Бурлаки же, подъезжая к Кирилловой горе, должны крикнуть: «Братья Кирилловой горы, вам кланяться велели братья Жигулевских гор, и выходят старцы, молча кланяются пловцам, в знак благодарности». Но если они забудут выполнить поручения то поднимается буря, судно садится на мель.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Из этикета горцев
Если отец уходит куда-то, сын за отца в доме. Ему говорят: «Ты старший, ты ответственный за семью». В Дагестане за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона. Они были основаны на особо оберегаемом чувстве собственного д ...

Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния
Следующий период, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом, изменившее русскую культуру и быт. Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традици ...

О формах обмундирования терского казачьего войска
Формы одежды Терских казаков неоднократно изменялись в истории казачества, но к началу ХХ века они приняли более или менее упорядоченный вид, что явилось результатом многочисленных приказов по Военному ведомству /ВВ/ и по Главному управле ...