Наиболее важные места расселения старообрядцев

Материалы » . Заволжское старообрядчество в XVIII-XIX вв. » Наиболее важные места расселения старообрядцев

Страница 2

В Городце протекала городская жизнь, стоит заметить что, народ довольно образованный, и земледелие играло низкую роль в жизни общества. «Городецкий раскольник потому раскольничает, что ему выгодно раскольничать, поддерживать расколом свои торговые связи».[5]

Васильева слобода

– располагалась на правой стороне Волги, в 20 верстах от Городца. Отмечалась активной торговой деятельностью. А именно была налажена торговля веретенами и с Самарой, Дубовкой, Сибирью. Земледелием здесь практически не занимались. Раскол здесь играл важную роль, так как торговые связи с Васильевой слободы зависят от него и поддерживают раскол. В Васильевой слободе проживало 648 раскольников, что составляет 80 раскольников на 100 жителей.[6] Долгое время здесь существовала беглопоповская часовня, и после ее запечатывания появилось 5 тайных молельных. В Васильевой слободе было несколько хлыстов, а также последователи секты бегуны, что вполне объяснимо, так как, географическое расположение слободы в обрывах помогает раскольникам скрываться от преследователей.

Нижний Новгород

– в сектаторском отношении важен особенно из-за проходивших здесь ярмарок. Через Нижний Новгород происходила передача известий, книг и прочего от раскольников к их единомышленникам Костромской и Ярославской губерний. С Сибирскими раскольниками связь поддерживалась во многом благодаря торговым связям, а именно торговле железом с Камы и Волги. Также Нижний Новгород важен в сектаторском отношении потому, что он снабжал раскольников всей России книгами, рукописями и другими богослужебными принадлежностями, которые Нижегородские торговцы скупали в разных местах и распространяли между нижегородскими раскольниками. Общая численность раскольников на середину XIX века составляла 1758 раскольников.[7]

Безводное село

– располагалось на правом берегу Волги в Нижегородском уезде, в 33 верстах от Нижнего Новгорода. Это село можно отметить как торговое, промышленное и раскольничье. Безводное поставляло на Каспийское и Черное моря, на Волгу, Дон и Урал всю годовую потребность рыболовных уд. Важно заметить, в основном торговцами являлись раскольники, у которых были налажены экономические связи с раскольниками Уральскими, Донскими, Саратовскими. Село можно разделить на две части: в подгорной части – жил народ промысловый и хлебопашеством не занимался, и здесь же происходили сектаторские действия почти без опасения. В верхней же части занимались земледелием и здесь еще были православные.

Лысково– располагалось на правом берегу Волги, напротив г. Макарьева, одна из крупнейших хлебных пристаней. Зимой сюда съезжалось много торговцев и вместе с тем стекалось много помещичьих крестьян. Можно заметить, что жизнь в Лыскове была совсем городская, и никто не занимался земледелием. Устройство села имело городской характер. «Лысково всегда было известно как притон всякого рода подозрительных людей, так как в местно куда постоянно приезжают посторонние лица, подозрительным людям скрываться удобнее всего».[8]

Особенно важно Лысково, как место встречи раскольников, съезжающихся сюда из разных мест по делам хлебной торговли.Здесь же производилась и передача известий из верховых городов в низовые и совещания о делах той или иной раскольнической общины. В разных местах Княгигинского и Нижегородского уездов за Волгой в Семеновском уезде переписывались разные раскольнические рассуждения. Все это вместе с торговлей хлебом свозилось в Лысково и отсюда распространялось в народ. Важно заметить, что раскольники-покупатели всегда старались завлечь в свои сети продавца, заключая более выгодные сделки. Так же с раскольником капиталы (так в Лыскове называли наиболее крупных купцов, торговцев) обращались как со своим братом, а перед православным же держали себя гордо, это действовало на самолюбие простого крестьянина и нередко одно желание стать за панибрата капиталу увлекало в раскол.

Горбатов– торговый уездный город Нижегородской губернии, находился рядом с селом Избыльцом. От Нижнего Новгорода находился в 73 верстах. В Горбатове располагались прядильные заводы, на которых заводчики нанимали отчасти и крестьян Горбатовского уезда. Канатные заводчики были закоренелые раскольники, отчего и народ заразился расколом до такой степени, что в Горбатове по числу раскольников - 2736 жителя приходится 73 раскольника на 100 человек.[9]

В Горбатове было 3 молельных и кроме этого несколько тайных. Раскольники принадлежали к поповщинской и безпоповщинской сектам. Принадлежащие к последней чрезвычайно закоренелы. Раскольники Горбатова состояли в связях с Астраханью, Саратовом, Самарой, Оренбургским краем.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Этническое самосознание
1. Чем отличается понятие этнического самосознания от понятия этничности или этнической идентичности? С конца 1980-х – начала 1990-х гг. с привычными для российского этнографа терминами «этнос» и «этническое самосознание» начинают активн ...

Происхождение и сущность этносов
Этническое в человеке - это нечто иное, чем его социальная сущность. Более того, можно говорить об этническом и социальном как о двух сосуществующих типах человеческой эволюции. В понимании двойственности природы человека как существа этн ...

Фольклорные традиции казачества Юга России в 1930-е гг
В период сплошной коллективизации, когда среди партийно-советского руководства окрепло убеждение в неизбежности растворения казачьих сообществ в массе колхозного крестьянства, старинные (во всяком случае, досоветские) песни донских, кубан ...