Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Материалы » Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Страница 4

Если в обычные дни девушки украшали голову лентами, то на праздники надевали венки. Откуда пошла эта традиция? Венок, наверное, у всех народов считается символом молодости и красоты. Какая девушка в жаркий летний день во время отдыха на сенокосе не сплетала венок из полевых цветов или не вплетала в волосы ромашку. Но лето в наших краях недолгое. А тяга к красоте существовала всегда. Поэтому вместо венков из живых цветов стали делать венки из бумажных. Но уже с начала 20-го века венок стал привилегией невест и свах. Их венки несколько отличались: к венку невесты сзади прикреплялись длинные разноцветные ленты, у свахи они отсутствовали. Приблизительно до 60-х годов в Напольном была традиция: молодые женщины в первый год замужества на праздник Троицы, который является одним из ярких праздников на селе, надевали свои свадебные наряды, венки, под венки нежно-розовые платки или кокошники. От ярких женских нарядов деревня словно расцветала. От белоснежных рубашек мужчин слепит глаза. Цветные стеклянные бусы и сережки женщин горят всеми цветами радуги. В сопровождении гармонистов группа молодых женщин и мужчин шествует по улицам села с веселыми праздничными песнями. Дойдя до околицы, молодухи ломали ветку клена и бросали в речку: чья ветка легко и плавно поплывет по течению, супружеская жизнь сложится удачно, если зацепится за береговую корягу или потонет - не будет легкой жизни.

Несколько слов об обуви. Обувью в нашей местности долгое время служили лапти. Затем появились глубокие кожаные ботинки наподобие галош. Но такая обувь была по карману не всем. Но и для тех, кто мог приобрести ботинки, это была больше праздничная обувь, чем повседневная. А еще позже появилась резиновая обувь - галоши, боты, которые стали носить и в будни и праздники. С галошами женщины надевали белые вязаные носки или полосатые высокие гольфы (цюлкат), связанные из черной и белой шерсти, которые носили даже в теплое время года (любовь мордовок к толстым ногам сохранилась с былых времен).

Почему не сохранился старинный костюм в селе Напольном?

Итак, мы рассмотрели два варианта народного костюма: традиционный старинный костюм и костюм " нового времени”.

Если сравнить эти два костюма, то можно прийти выводу, что единственный элемент, который присутствует и в том и другом костюме, - это цёко каркс - пояс с кистями и некоторые украшения.

К сожалению, другие элементы старинного костюма в нашей местности не сохранились. Возникает вопрос: а существовал ли он в наших краях, и если существовал, то почему исчез? Попробуем ответить на этот вопрос, заглянув в историю.

Обратимся к карте расселения мордвы (см. приложение). В силу ряда причин мордовский народ расселен по всему евразийскому континенту. Какие причины заставили мордовское население бросить свои этнические территории и отправиться на поиски новых земель?

Напольное возникло на древней этнической территории мордвы. В те далекие времена эта территория была покрыта густыми лесами, и поселений здесь не было.

Не верится уже, что здесь когда-то

Была медвежья глухомань вокруг.

"Медвежьей глухоманью” можно было назвать Напольное еще в прошлом столетии. Массовая выруба леса с восточной стороны села под поля началась только в 30-ые годы прошлого века. Недалеко от села есть местечко, называемое Кайнял, которое считается местом первого поселения напольновцев. Здесь когда-то были обнаружены следы поселения. По тем временам место дикое, дремучее. Почему наши далекие предки решили обосноваться в диком лесу?

Одной из главных причин переселения эрзи с обжитых мест была насильственная христианизация после присоединения земель мордовского края к России. Произошло это в 1551 году, когда в Свияжске мордва принесла присягу Ивану Грозному. Массовая христианизация началась в 17 веке. Тогда же наметились основные миграционные потоки мордвы а Заволжье. Но название села - Напольное - впервые упоминается в документах, относящихся к 1424 году. Эта дата считается официальным годом основания села. Реальная дата, по всей видимости, более ранняя. Стало быть, наши предки приняли православную веру уже здесь, на вновь освоенных землях.

Другой причиной бегства народа на новые территории была колонизация мордовских земель русскими. Нажим русских князей на Пургасову волость (так называли в летописях мордовские земли) усилился в 13 веке, когда они основали в устье Оки Нижний Новгород. Русскими князьями был организован поход на мордовские земли, окончившийся победой. Обратимся к летописям 1228 года: " Князь Игорь Всеволодович поганскую мордву отогнал от града (Нижнего Новгорода) и жилища их и зимницы разорил”. А в летописи 1377 года читаем, что московская и нижегородская рать "взяша всю землю мордовскую, села и погосты и зимницы разграбиша и пожгоша”. А вот другая летопись: " Муромский князь Гюрги Довыдович вшед в землю мордовскую, Пургасову волость, пожгоша жита и погребиша и скоты избиша. А мордва вбегоша в лесы своя и тверди”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Традиционные верования манси и ханты
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, ...

Одоев
1543/44 г. Одоев (О)., или часть его оказывается во владении кн. Воротынских: «А в Одоеве князь Володимер за князь Александр Ивановичи Воротынские с своими людьми. Да в Одоеве же князь Дмитрей княж Петров сын Охлябинин». Вскоре, однако, ...

Географическое положение и природные ресурсы
Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». В ...