Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Материалы » Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Страница 1

В юго-западной части Чувашии есть село с красивым названием Напольное. По одну сторону села простираются поля, колосящиеся летом золотом пшеницы, зимой сверкающие серебром снежных покровов. По другую сторону - заливные луга с голубыми глазами озер и леса, леса, леса…С возвышения видна золотистая полоска крутого берега реки, засурские деревеньки, теряющиеся в синей дымке…

Даль Напольного необъяснима,

За селом всей природы обзор

Перед ширью лесного массива

Зеленеют луга вдоль озер…

Богата природа Напольного. Богат мордовский край традициями. Несмотря на многовековое тесное общение мордвы с русским, а также с чувашским народами, испытывая влияние русской культуры, мордовская культура тем не менее сохранила свои специфические особенности в фольклоре, обрядах, одежде.

Свою работу мы посвящаем особенностям национальной одежды села Напольного. Приступая к работе, мы изучили несколько значительных трудов, посвященных истории развития русского, чувашского и мордовского костюмов (см. библиографию). И прежде всего мы опирались на книгу-альбом "Мордовский национальный костюм". Авторы данной книги, анализируя историю развития национального костюма мордвы, показали причины, повлиявшие на ход перемен в костюме от древности до настоящего времени. В книге рассматриваются наиболее яркие и типичные комплексы костюмов отдельных регионов расселения мордовского народа (в том числе мордвы, проживающей за пределами Мордовской Республики - Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской областей и др.) К сожалению, в книге не показаны все бытовавшие формы одежды. Костюмы, которые начали формироваться в 19 веке, авторы считают переходной формой к современной одежде городского типа. С этим мы не совсем согласны. Мы считаем, в 19 веке развитие национального костюма вступает в новый этап. В связи с экономическим развитием и широким распространением фабричных тканей возникла необходимость появления нового костюма, отвечающего требованием времени. Появившийся костюм, на наш взгляд, несет в себе специфические особенности культуры народа, поэтому он достоин внимания и детального изучения.

В своей работе мы даем краткий анализ традиционного старинного народного костюма мордвы, излагаем историю костюма нашего края, рассматриваем характерные особенности костюма эрзянок села Напольного, варианты некоторых его компонентов, а также выражаем свою точку зрения на вопрос, почему не сохранился в нашей местности старинный костюм.

"Старинный традиционный мордовский костюм Костюм является эволюцией и …самым важным признаком, по которому мы можем судить о привычках, обычаях и образе жизни каждого века." (О. Уайльд)

Одежда - это составная часть материальной и духовной культуры. С одной стороны, это материальная ценность, созданная трудом человека, с другой - это произведение искусства. Рассматривая фотографии с образцами народных костюмов, восхищаешься их красотой, выразительностью. А ведь эти произведения искусства, шедевры, создавали неграмотные женщины долгими зимними вечерами сидя перед своей работой при свете лучины.

Весь комплекс одежды женщин-эрзянок является важным и ценным материалом для изучения быта, а также может дать объяснения некоторым историческим явлением в жизни народа. Поскольку традиционный мордовский костюм формировался на протяжении веков и достаточно стойко сохранился до наших дней, он может послужить материалами для выяснения вопросов происхождения самого народа, а также установления степени его родственных и культурных связей с другими народами. Мордовская национальная одежда, имея много ярких специфических черт, позволяет также судить о наличии разных этнических групп внутри самого народа. Две основные группы мордвы, эрзя и мокша, отличающиеся особенностями языка, отличаются и по одежде. Широкие исторические границы расселения мордовского народа обусловили появление вариантов костюма как у мордвы-эрзи, так и мордвы-мокши. Авторы альбома "Мордовский народный костюм” выделяют восемь разновидностей костюмов эрзи и четыре - мокши.

В первой части нашей работы мы рассматриваем основные элементы мордовского костюма, свойственные для всех групп мордвы-эрзи (см. фото 1)

Основу костюма составляет панар - рубаха туникообразного покроя. Шилась она из домотканого холста. Она имеет глубокий грудной вырез и прореху спереди на подоле (для удобства передвижения) и короткие до локтя рукава. Рубаха украшивалась вышивками по подолу и на груди. На ворот и на подол рубахи нашивалась тесьма.

Поверх вышитой рубахи женщины надевали туникообразную распашную одежду, называемую руця. Рукава его обычно более длинные, чем у рубах. Вышивка украшает грудь и рукава руци. Общий декор руци дополняют узкие вертикальные нашивки из красной ткани на спине и полах.

Передник - икельга паця - третья обязательная часть национальной одежды. Все авторы изученных нами книг едины во мнениях, что передник это относительно новый элемент в национальной одежде мордвы и чуваш, что он был свойствен русской одежде, и это прежде всего касается фартуков с рукавами и грудкой. Начиная с середины 19 века, когда некоторые группы крепостного крестьянства стали переходить на русский тип одежды, фартуки стали восприниматься как национальные формы одежды. Мордовские фартуки украшались вышивкой, которая располагалась по краю передника в виде продольных полос, идущих параллельно друг другу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Казачья историческая песня на тереке в ХІХ веке
Исторические песни в жанровом отношении можно определить, как песни эпические и лиро-эпические, восходящие по содержанию к конкретным историческим событиям и имеющие своими героями определённых исторических лиц. Самые ранние казачьи исто ...

Развитие города
В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие. За два последн ...

Берестяные грамоты
Зги и многие другие подробности жизни древнего Новгорода стали известны ученым благодаря археологическим раскопкам. Именно раскопки открыли новый, совершенно неизвестный дотоле исторический источник. Речь идет о знаменитых берестяных грам ...