Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Материалы » Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Страница 2

Обязательным элементом любого мордовского костюма был пояс - цёко каркс. Пояса имели очень нарядные концы-кисти, которые делали из цветной бахромы. Наряду с поясами домашнего изготовления носили кушаки.

Большую роль в создании силуэта костюма играло своеобразное набедренное украшение - пулогай, аналога которому нет ни в русской национальной одежде, ни в чувашской. Пулогай - это широкий холщовый пояс, который плотно охватывал бедра. Он украшался бисером, жетонами. Снизу к поясу пришивали 3 - 7 слоев длинной бахромы из крученых шерстяных ниток домотканого прядения. Поэтому пулогай был пышным, акцентировал бедра, увеличивая их размер. Тяжелый по весу (праздничный вариант мог достигать 6 - 7 килограммов), он задавал женщине плавную походку с ритмичным покачиванием бедрами. У эрзи девочки-подростки уже в 13 - 4 лет начинали носить пулогай. Это считалось символом зрелости. Пулогай надевали на рубаху или поверх руци.

Мордовки носили высокие головные уборы - панго, клабук, сороку, которые имели конусообразную, трапециевидную, полуцилиндрическую форму или двурогое очертание. Обычно такие уборы имели внутри твердый каркас, придававший чепцу определенный силуэт. Каркас обшивался красной тканью, украшенной вышивкой.

Главное место среди нагрудных и шейных украшений эрзянок занимала нагрудная пряжка - сюлгамо, которая служила для скрепления глубокого выреза рубахи. К ней прикреплялись разнообразные украшения, подвески. В комплексе женских нагрудных украшений были и бусы. Их носили по несколько ниток. Носили также ожерелья из стекляруса, цепочек, жетонов, раковин-каури.

Повседневной и праздничной обувью долгое время служили лапти - карьть, которые имели характерную особенность - украшение на головках в виде треугольников из перевернутого лыка. Петушки - так их называли русские из соседних селений. Петушки имели чисто практическое значение - показывали, на какую ногу надо надевать лапоть. Был еще один вид обуви из лыка - ступни. В качестве праздничной обуви с начала 20 века стали распространяться кожаные сапоги со сборками на голенищах.

национальный костюм эрзянка мордва

С лыковой обувью женщины носили белые онучи - пракстат, ими обматывали ноги почти до колен, закрепляя крест накрест длинными веревками. В таком виде они напоминали стволы берез. Толстые ноги считались эталоном красоты. Какое же представление о красоте было у наших предков? Женщина - это хранительница домашнего очага, продолжательница рода. Только здоровая женщина могла дать здоровое потомство. Поэтому здоровье, сила, выносливость во все времена в народной среде были главными достоинствами женщины. И народный костюм подчеркивал эти качества. Набедренные украшения с пышной бахромой, рубаха, которая надевалась с небольшим напуском, зрительно делали женскую фигуру объемной, устойчивой, но все же она не казалась тяжелой, благодаря высокому головному убору и вертикально расположенным полосам декора всех элементов одежды.

Мы рассмотрели основные компоненты традиционной праздничной одежды женщин-эрзянок, свойственные для всех групп мордвы-эрзи. Как видим, мордовский костюм сложен и многосоставен. Порой женщина самостоятельно не могла одеться в такой костюм, и обряд одевания мог занимать несколько часов.

Народный мордовский костюм издавна привлекал внимание исследователей, этнографов, художников. Не случайно в 19 веке на выставке в Париже эрзянский костюм получил золотую медаль (газета "Эрзянь мастор" 1999 г. №2). Достойное место занимает мордовский костюм и в коллекции костюмов Чувашского национального музея.

Мордовский костюм "нового" времени

Прощай, мордовская вера,

Посконная рубашка,

Кривы лапти с хвостами,

Шиты браны рукава,

Каяксова прореха,

Ттитясовы вожапри.

(Из старинной песни)

А теперь рассмотрим костюм мордвы-эрзи с. Напольного (см. фото 2). Основу его составляет юбка и кофта. К сожалению, изучением женского костюма нашей местности никто не занимался, поэтому трудно сказать, когда он сформировался. Нами собраны старые фотографии, свидетельствующие о том, что данный костюм бытовал уже в 30-ые годы прошлого века, а по рассказам наших старейших односельчан, он существовал и в начале 20 века. Изучив историю развития костюма, мы пришли к выводу, что юбка, как элемент одежды, появился значительно позднее, чем рубаха. Тем не менее в комплект национальной одежды народов Прибалтики, Украины входит именно юбка. В народном костюме эстонцев продольно-полосатые юбки появились к концу 17 века. До этого времени женщины носили несшитые юбки - "юмбрики", что в буквальном переводе означает "обертка". Несшитые юбки - плахты, паневы - носили женщины и в селах Украины. Замужние женщины Древней Руси также на рубаху надевали паневу. У нас есть основание утверждать, что мордовскому костюму нового образца не менее 150 лет. Конечно, это не слишком великий срок. Но это уже наша история, которую мы должны сохранить для наших потомков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Основные концепции формирования белорусского этноса
Процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил ...

Вышивка семейских Забайкалья
Вышивка была одним из основных элементов костюма семейских. Большой интерес для учащихся представляет традиционное искусство семейских: росписи, резьба, вышивка. Корни которого уходят в традицию северных, центральных областей России. Укр ...

История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.
Первые люди, населившие заволжские леса, были смешанными племенами угро-финской группы. Они селились по берегам водоемов, проникая сюда по рекам. Письменных документов времен мери, к сожалению, нет, но память о них сохранилась в топоними ...