Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Материалы » Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Страница 5

Мы все же считаем, что далекие предки напольновцев бежали в леса не от экспансии русских князей. Проникновение русских в нижние и средние присурские земли, по имеющимся документальным источникам, началось с середины 16 века. Алатырь, например, был возведен на месте эрзянской деревни Сянглей во время третьего похода Ивана Грозного на Казань, а Порецкое впервые упоминается в документах 1591 года.

Во второй четверти 13 века Пургасова волость попала в зависимость от монголо-татарских завоевателей. Обремененная непосильным ясаком и несением различных повинностей, мордва была вынуждена искать убежища в лесах, снова возвращаясь к прежним формам существованиям - охоте и бортничеству. Именно эта причина - захват исконных мордовских территорий монголами - является главной причиной бегства с исконных обжитых земель в леса. Так местом нового поселения был выбран дикий дремучий лес, названный Кайнял (по преданию, в этом лесу старейшины рода разбили яйцо - каинь ал). Место глухое, зато закрытое и безопасное. Вековые дубы, подпирающие своими макушками небо, охраняли покой наших предков около двух столетий. А когда опасность миновала, лесные жители нашли более удобное место на взгорье, которое с одной стороны было окружено лесом, а по другую сторону простиралось дикое поле. Русскими поселенцами, пришедшими сюда через какое-то время селению было дано имя Напольное.

С этого времени начинается сближение мордовского и русского, а позднее и чувашского народов. Это сближение и наложило отпечаток на развитие костюма и его бытование.

Старинный мордовский костюм в нашей местности не достиг своей законченности. Тем не менее элементы традиционного костюма существовали и здесь. У старейшей жительницы нашего села сохранилась часть пулогая - одного из самых знаковых компонентов национальной одежды, доставшаяся ей от бабушки, которая подарила своим внучкам по кусочку этого украшенного бисером набедренного пояса.

Пора подвести итог всей нашей работе. К каким выводам мы пришли?

Традиционный мордовский костюм сложился в глубокой древности, развивался в течение столетий, достиг законченной художественной выразительной формы в 19 веке. Далеким предкам напольновцев, образовавшим поселение на новых освоенных землях, он был известен.

В связи с нашествием монголо-татарского ига в 13 веке дальнейшие развитие культуры, в том числе и костюма, было приостановлено более чем на 200 лет.

На исконно мордовских землях с 16 века возникают русские поселения, мордва оказывается в положении национальных меньшинств (в Поречье всего три мордовских села: Напольое, Рындино, Сыреси). Находясь под длительным воздействием культуры русского народа, мордовская культура в некоторой степени утратила свою национальную специфику. Тем не менее национальные черты культуры народа сохранились в фольклоре, обрядах, одежде.

Старинный мордовский костюм в нашей местности не достиг законченности.

В середине 19 века стал формироваться новый мордовский костюм, в состав которого входит юбка и кофта. Исследователи мордовского костюма относят его к русскому типу.

На наш взгляд, описанный костюм нового времени выразителен, самобытен, отражает национальные особенности культуры мордовского народа. Поэтому имеет право носить гордое название - мордовский национальный костюм.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 

Популярные материалы: