Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Материалы » Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Страница 5

Мы все же считаем, что далекие предки напольновцев бежали в леса не от экспансии русских князей. Проникновение русских в нижние и средние присурские земли, по имеющимся документальным источникам, началось с середины 16 века. Алатырь, например, был возведен на месте эрзянской деревни Сянглей во время третьего похода Ивана Грозного на Казань, а Порецкое впервые упоминается в документах 1591 года.

Во второй четверти 13 века Пургасова волость попала в зависимость от монголо-татарских завоевателей. Обремененная непосильным ясаком и несением различных повинностей, мордва была вынуждена искать убежища в лесах, снова возвращаясь к прежним формам существованиям - охоте и бортничеству. Именно эта причина - захват исконных мордовских территорий монголами - является главной причиной бегства с исконных обжитых земель в леса. Так местом нового поселения был выбран дикий дремучий лес, названный Кайнял (по преданию, в этом лесу старейшины рода разбили яйцо - каинь ал). Место глухое, зато закрытое и безопасное. Вековые дубы, подпирающие своими макушками небо, охраняли покой наших предков около двух столетий. А когда опасность миновала, лесные жители нашли более удобное место на взгорье, которое с одной стороны было окружено лесом, а по другую сторону простиралось дикое поле. Русскими поселенцами, пришедшими сюда через какое-то время селению было дано имя Напольное.

С этого времени начинается сближение мордовского и русского, а позднее и чувашского народов. Это сближение и наложило отпечаток на развитие костюма и его бытование.

Старинный мордовский костюм в нашей местности не достиг своей законченности. Тем не менее элементы традиционного костюма существовали и здесь. У старейшей жительницы нашего села сохранилась часть пулогая - одного из самых знаковых компонентов национальной одежды, доставшаяся ей от бабушки, которая подарила своим внучкам по кусочку этого украшенного бисером набедренного пояса.

Пора подвести итог всей нашей работе. К каким выводам мы пришли?

Традиционный мордовский костюм сложился в глубокой древности, развивался в течение столетий, достиг законченной художественной выразительной формы в 19 веке. Далеким предкам напольновцев, образовавшим поселение на новых освоенных землях, он был известен.

В связи с нашествием монголо-татарского ига в 13 веке дальнейшие развитие культуры, в том числе и костюма, было приостановлено более чем на 200 лет.

На исконно мордовских землях с 16 века возникают русские поселения, мордва оказывается в положении национальных меньшинств (в Поречье всего три мордовских села: Напольое, Рындино, Сыреси). Находясь под длительным воздействием культуры русского народа, мордовская культура в некоторой степени утратила свою национальную специфику. Тем не менее национальные черты культуры народа сохранились в фольклоре, обрядах, одежде.

Старинный мордовский костюм в нашей местности не достиг законченности.

В середине 19 века стал формироваться новый мордовский костюм, в состав которого входит юбка и кофта. Исследователи мордовского костюма относят его к русскому типу.

На наш взгляд, описанный костюм нового времени выразителен, самобытен, отражает национальные особенности культуры мордовского народа. Поэтому имеет право носить гордое название - мордовский национальный костюм.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 

Популярные материалы:

Примордиализм
В последние годы развернулась активная дискуссия по одной из важнейших проблем этнологической науки - проблеме этнической идентичности. Особую остроту приобрел вопрос о характере этничности: является ли она «примордиальной» по своей приро ...

История названия улиц Астрахани
До 1918 года Бакинская улица именовалась Второй Бакалдинской, параллельно ей было еще четыре Бакалдичских улицы. Происхождение этого названия чисто топографическое. В старину на месте этих улиц был глубокий овраг, и тот же Гмелин писал, ч ...

Начало восстановления народного хозяйства в 1943-1945 годах
После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков необходимо было решить важнейшую проблему восстановления гор рода. За период оккупации Гомеля (19 августа 1941 г. - 26 ноября 1943 г.) немецко-фашистские захватчики уничтожили св ...