Устройство и производство

Материалы » Тульский самовар » Устройство и производство

Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди —50—63% и цинка —37—50%), томпак (сплав меди —85—90% и цинка —10—15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди —50—60%, цинка —19—39% и никеля —13—18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди —50—63% и цинка —37—50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25—30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.

В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

1. Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6—8 штук заготовок (смотря по форме) и получалв среднем 60 копеек за штуку.

2. Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60—100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

3. Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8—12 штук в день и получал 18—25 копеек за штуку.

4. Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3—6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

5. Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23—25 копеек.

6. Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день),получал за штуку 7—10 копеек.

Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400—600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы.

К 1908 году 1/4 часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания. Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой.

Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя.

С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с Нижегородской ярмарки.

Между тем с середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.

Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома.

В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко» как о выдающейся новости, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в краеведческом музее, имеет клеймо: «Самовар «Паричко». Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°».

Популярные материалы:

Социально-экономические мероприятия Администрации Кемеровской области по малочисленным народам
Вопрос же о развитии малых народов на территории стоит постоянно на коллегии Администрации Кемеровской области. Это видно по следующим направлениям: разработаны мероприятия по социально-экономическому развитию малочисленных народов Кемеро ...

Духовная культура
На протяжении многих веков в Великобритании формировалась богатая и разнообразная культура пользующаяся известностью во всем мире. Из всех созданных английским народом культурных ценностей наиболее богата английская литература, оказавшая ...

Символика цвета в культуре семейских
В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными, яркими красками семейские расписывали мебель, полы, ставни, утилитарные предметы, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе. Им украшены предметы быта. Все пр ...