Тульский самовар

Материалы » Тульский самовар

«Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри»- такое определение дано в 1860 году в Толковом словаре русского языка В.И. Даля.

В словаре указано функциональное предназначение самовара – нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.

Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, описывая русский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.

Эта тема широко вошла в русское искусство в целом. В первой половине XIX века появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром, изображения загородных пикников с непременным самоваром и чаепитием. В конце XIX – начале XX века самовар занимает центральное место в натюрмортах многих русских художников ( К.С. Петрова- Водкина, И.И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробках, прялках.

Популярные материалы:

Народный и современный костюмы
В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда. Некоторое подобие ее сохраняется сейчас лишь в стилизованных народных костюмах участников танцевальных и хоровых коллективов, членов национ ...

История формирования города
Таналыково-Баймак основан в 1748 году как рудная база Кананикольского и Преображенского медьзаводов. С этого времени начинает упоминаться Таналыкский медный прииск. Название произошло от одноименной реки Таналык. Второе название - Баймак ...

Население
После присоединения Западной Сибири к России территория Ямало-Ненецкого округа долгое время была краем почти безлюдным. В нем обитали лишь племена ненцев, селькупов, ханты. Они вели преимущественно кочевой образ жизни, занимались оленево ...