Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Материалы » Особенности национальной одежды эрзянок села Напольного

Страница 3

Будничный вариант костюма бытует в селе и по сей день, праздничный - женщины надевают в особо торжественных случаях, как то: свадьба, национальный обряд…Это также один из сценических костюмов участников мордовского народного хора (фото 3)

Главные компоненты костюма - юбка и кофта-блузка. В старые времена эрзянки предпочитали юбки ярких насыщенных оттенков: бордово-красных, зеленых, синих. В 30-ые годы их шили из сатина, ситца, позднее штапеля, шерсти, шелка. Особенно красивы были юбки из атласа.

Юбка всегда была широкой. На нее уходило, как говорят женщины, колмо келеть, т.е. три ширины покупной ткани. Это приблизительно около трех метров. Юбка на поясе собирается во множество сборок, складок. От этого она становится пышной (мы помним о любви эрзянок к пышным формам). Повседневный вариант такой юбки на подоле имел три поперечные (на всю ширину юбки) складки-строчки, а праздничный вариант кроме этого украшался широкой полосой кружева и атласной узкой тесьмой. (см. фото 4).

Как дополнение к юбке и как украшение женщины завязывали на талии цёко каркс - пояс. Пояса были длинные, на боку завязывались в бант. Завершался конец пояса кистью. Хлопчатобумажный, с узором, красиво вышитый, он вносил в костюм ноту декоративности (см. фото 5).

Если женщины среднего возраста уже давно перешли на так называемый городской тип одежды, то женщины старшего поколения до сих пор носят юбки такого фасона - эрзянь юпкат. В их гардеробе множество таких юбок разных расцветок: черные и других темных оттенков для повседневной носки, юбки из "благородных" тканей - на праздничный выход.

Следующий компонент национальной одежды - кофта-блузка.

Если юбки шились из тканей насыщенных ярких цветов, то кофты старались шить из тканей нежных оттенков: голубых и розовых, хотя будничные кофты могли быть из тех же тканей, что и юбки. Кофта была приталенной, для этого под грудью на талии и на спинке делались вытачки. Рукава на плечах имели густую сборку. На оплечье делались несколько продольных складок-стрелочек. Такие же продольные стрелочки были и на груди. Украшением кофты были яркие пуговицы на полочках. Полочки, воротник, манжеты и хлястик имели отделку из тесьмы контрастного цвета. В качестве украшений на блузке висели нити разноцветных стеклянных бус (кирьгашке), которые соединялись с прозрачным стеклярусом (фото 6).

В гардеробе эрзянок были еще два типа кофт, несколько отличавшихся по фасону с описанной блузкой. Кофту-рубаху, называемую по-мордовски "рукават" (от русского слова "рукава”) исследователи относят к русскому типу рубах. Среди местных мордовок она пользовалась большой популярностью. У некоторых старейших жительниц нашего села такая модель рубахи еще хранится в сундуках. Такая рубаха была двусоставной. Ее верхняя часть - рукава, кокетка - шилась из ситца, нижняя - подстава - из более грубой ткани. В некоторых моделях рукават мелко присборенные рукава начинались прямо от ворота, другие модели имели кокетки на груди и спинке, и рукава присбаривались к ним. Рукава имели манжеты, где они также собирались в многочисленные пышные сборки.

Другой фасон эрзянских кофт назывался доха. По своему крою доха похожа на вышеописанную модель эрзянской кофты-блузки. Только шилась она не из однотонного материала, а цветастого. Планка для пуговиц в этой кофте отсутствовала. На груди была косая кокетка, а нижняя часть полочки над грудью имела две-три складочки. Рукава по плечу также густо присбаривались. Отличительной особенностью дохи был пояс на одной или двух пуговицах. (см. фото 7 и 5). Заметим, что эталоном красоты среди мордовок считалась женщина с округлыми формами. "Бояр ава" (боярыня) - так говорили о цветущей здоровьем женщине. Все описанные модели юбок и кофт подчеркивали пышные формы их носительниц.

Головным убором женщин нашего края были платки. Их носили и девушки и женщины. Замужние женщины заплетали две косы высоко на голове, косы переплетались между собой и под платком напоминали рожки. В былые времена под платком женщины носили самодельные чепцы, называемые на местном наречии олуська. Олуська служила для скрепления высоко заплетенных кос. Она кроилась как меленькая круглая шапочка, края которой стягивались тесемкой. Девушки заплетали волосы в одну косу, пробор был прямой или косой, в косу вплетали ленты. Ах, эти ленты! О лентах самые яркие воспоминания у наших старожилок. К празднику любая девушка мечтала о новой красивой ленте. Поэтому с нетерпением ждали "ярмунку" (ярмарку), где можно было приобрести желанное украшение. Большим событием считалось в деревне, если заедет какой-нибудь заезжий торговец, торгующий мелким товаром. Как тут не вспомнить:

Эх, полным-полна моя коробушка.

Есть и ситец и парча…

Молодые девушки, рискуя остаться голодными, в тайне от родителей несли "коробейнику" последнее яйцо. Но зато какое у нее было счастливое лицо, когда она выходила на вечерние посиделки с новой лентой или украшением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления
Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников и можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты двадцатилетнего развития этого процесса, оказывается, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуници ...

Что помогает строить и жить.
Определенная отдаленность района от уч­реждений культуры — театров, музеев, филармо­нии, крупных выставочных залов, расположенных в основном в центральной части Уфы, заставляет районную администрацию уделять особое внима­ние вопросам орг ...

Основные этапы этнической истории белорусов
Накопленные исследователями материалы показывают, что первые этнические общности на землях Беларуси сложились в глубокой древности и были представлены родоплеменными образованиями, оставившими после себя ряд археологических культур с типи ...