Традиционные верования манси и ханты

Материалы » Хозяйство и культура обских угров (ханты манси) » Традиционные верования манси и ханты

Страница 1

Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, предшествующего утверждению мировых религий.

Вера обских угров в духов - покровителей, духов природы и воды возникла в глубокой древности в повседневной борьбе за выживание, в целях самосохранения. Можно утверждать, что В. манси возникли на базе погребального обряда, почитания памяти умершего близкого человека. В проведении погребального обряда (он является первой стадией религии манси) ведущими исполнителями до сих пор признаются женщины, в основном пожилые.

Вторая стадия религии - Хара кан: он сооружается в память об утонувших в воде, погибших в лесу или на войне, то есть не преданных земле. В проведении обряда принимают участие как мужчины, так и женщины. Хара кан делают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться в основном женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.

Третья стадия религии манси - Пурлахтын кан (иногда просто кан), обряд, который проводится только при участии мужчин: молятся выдающимся духам - предкам мужского или женского пола. Обряд установился, вероятно, при патриархате. Женщины остаются дома. В такие дни нельзя посещать кладбище.

Четвертая стадия религии - Тoрум кан (буквально - место Бога).

Предполагается, что здесь существует проход в небесный рай. Собираются мужчины раз в году, во время весеннего полноводья, молятся, чтобы летом был хороший улов рыбы и устраивают соревнование на двух лодках. Самое главное в этом молебне - соорудить Тoрум йив - "Божье дерево". Оно состоит из семи обрезков деревьев разной породы (в фундаменте на корню оставляется пень кедра: дерева Калтась - праматери).

Объектом религиозных обрядов манси являются духи - покровители.

Это души умерших выдающихся предков, одухотворенные потомками. У манси для наименования своих покровителей есть несколько терминов-табу, возникших в разные эпохи, например: уламанув - "наши вещи" - символы овеществленных духов-покровителей, хранимые в святом месте дома или в специальных постройках; акиянув, aкванув - "наши деды, бабушки"; нaянув, oтыранув - "наши героини, богатыри"; термин отыр восходит к татарскому заимствованию odur - "богатырь", най - "женщина"; пупганув, тoрманув - "наши духи - покровители, боги иконы".

Последний термин у манси возник после установившихся контактов с русским православным населением. Еще при жизни нaй oтыры сделали что-то значительное для своего народа, и поэтому после смерти их души не погибают, а продолжают жить и оказывать помощь людям, если они хранят память о предках: поклоняются им, символически угощают, устраивая обрядовые угощения после удачной охоты, рыбной ловли. Они обращаются к ним за помощью во время голода, болезни и т.д., обещая вознаградить духа - покровителя при первой же возможности.

Приносили духам - покровителям и кровавые жертвы, например Oтыру - коня, Нер oйке - белого оленя, Торуму - лося. По преданиям, одни нaй oтыры считаются древними, другие - более поздними или пришедшими из других краев. Одни духи - покровители были одинокими, молодыми и даже детьми, другие - семейными, у них были дети. Некоторые из этих детей впоследствии тоже признаны бессмертными.

Судя по преданиям и героическим песням сыгвинских манси, было шесть нaй oтыров (пять мужчин и их сестра), положивших основу жизни на территории Сосьвы, Сыгвы (Сакв-я), Оби (около устья Сосьвы) и Пелыма.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Концепция этногенеза Л.И. Гумилева
этнос расообразование этногенез гумилев Несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этно ...

Особенности славянского расселения:
• освоение громадной территории Восточной Европы; • удаленность от основных очагов цивилизации; • соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития; • сохранение в местах своего обитания местного населения, в ...

Атаманы Кубанского казачьего войска
Кто, откуда вы, люди вольные, Люди гордые - казаки, В эти степи пришли раздольные С моря, с суши или с реки? Время стелет дороги торные, Кем покинуты стремена? Но казачество нам оставило Для истории имена . Люди сильные и горячие, ...