Традиционные верования манси и ханты

Материалы » Хозяйство и культура обских угров (ханты манси) » Традиционные верования манси и ханты

Страница 2

Все они по настоящее время именуются по названиям тех мест, где их считали хозяевами: Тaгт котиль oйка, Нер oйка, Полум тoрум oйка, Пэк oйка и Хaныслам нaй эква. По преданиям, все они дети Нуми Торума, жили якобы на небе. Все пять братьев и их сестра на земле оказались случайно, осмелившись оспаривать волю отца.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось - потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось - женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

В культуре хантов сохранился древний пласт верований, не связанный с представлениями о духах: когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные или фигурки этих животных.

К тому же далекому периоду относят тотемистические представления, предполагающие веру в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ.

Например, медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры, подгонять лося к самострелу охотника. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: "Если я взял зверя из чужой ловушки то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями".

Лесным человеком медведя называли не случайно. В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю.

Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника направлены в адрес родственника-предка.

Почти везде почитался лось. Это был символ достатка, благополучия. На Васюгане зафиксировано поверье о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося. Считалось, что она может появиться не перед всеми, а только перед тем, кого ожидает удачная охота. В прошлом широко распространен был праздник по случаю добычи первого лося весной. Было запрещено раскалывать лосинные кости, подсаливать мясо, резать его железным ножом - это говорит о древности подобных обычаев. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам типа "вещь с длинными ногами".

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Рекреационный потенциал
В 1975 году, когда основному массиву леса между поселком и озером было присвоено имя «Парка Победы», там уже были проложены пешеходные дорожки, оборудованы специальные уголки отдыха, детские игровые площадки, беседки, поставлены всевозмож ...

Археологические свидетельства использования огня на могильнике Монастырка-3
Могильник Монастырка-3 расположен к 1,8 км к юго-западу от пос. Рудная Пристань и находится на соседним с поселением Рудная Пристань 18-метровом мысу в 220 м от раскопа последнего. На некрополе на вскрытой раскопами поверхности площади 21 ...

Семиотический аспект в росписях, резьбе, костюме семейских Забайкалья
В функциях росписей семейских Забайкалья отражаются эстетические, моральные и национальные взгляды людей. Поэтому необходимо выделить те функции, которые должны быть основными для данного типа культуры. § Практическая функция Народные р ...