Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья

Материалы » Формирование культурологических знаний через преподавание декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент (на примере семейских Забайкалья) » Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья

Страница 1

Значительное влияние на становление поздних крестьянских росписей оказала высокая культура древнерусских и старообрядческих центров, среди которых следует отметить Выголексинское житие на Севере, Стародубье и Ветку – на Западе и керженские скиты – в лесном Заволжье. В Сибирском Зауралье – Туринского, кармацкого. В Восточной Сибири известно о распространении алтайских, бухтарминских, забайкальских домовых росписей живописного типа. Большую жизненность народным декоративным росписям давала гибкая и разветвленная структура ремесла, при которой наряду с локальными центрами производства расписной утвари, удовлетворяющими потребности близлежащей округи, существовали кустарные производства в Тюмени, Тобольске, Иркутске, поставляющие свои изделия за пределы своих регионов.

Исключительное значение так называемых малярных отхожих промыслов, способствовавших в XIX – начале XX в. созданию общерусского стиля крестьянской культуры. Росписи, основанные на мифологическом мировоззрении семейских в жилищах, имели символические значения.

Главным значением был оберег от злых сил, от беды. По мнению древних славян, следовало, так или иначе «обезопасить» свое жилье.

Оберегом служили различные изображения в виде геометрического круга, растительных мотивов самобытных композиций и были глубоко содержательными. И орнаментально-изобразительные системы полны метафорических образов. Содержание декоративных росписей тесно связано с народной культурой, в его основе прослеживаются глубоко гуманистические принципы народной культуры.

В народных росписях широко отразились в художественно совершенном виде не всегда понятные непосвященным людям представление об окружающем мире, о его разделении на три сферы: верхнюю – небесную, среднюю – мир человека, нижнюю – подземный мир.

Как в красочной декорации крестьянского дома, так и в украшении предметов бытовой утвари, орудий труда наиболее выразительной была средняя часть. народные ремесленники, мыслившие также, как и крестьяне-заказчики, и глубоко верившие в символику изображений, превращали среднюю часть любого предмета в цветущий сад, полный иносказательных образов. Языческий смысл росписей хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают народные росписи важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов. Радужные или разделенные на сектора круги, многолепестковые розетки, венки были символами солнца и одновременно метафорическими охранителями и благопожелательными знаками.

Цветы на венках букетов, кустов, деревьев воспевали красоту земли, и судя по словам песен старообрядцев, могли быть малыми детушками, а пара птиц – супружеской парою. Птицы на вершине дерева – солнечные вестники, звери у его подножья – охранители. Гармоничность народных росписей, их декоративная выразительность, тесно связанные с крестьянским миропониманием, мировоззрением, опираются на отработанную поколениями мастеров целостную систему художественно-технических приемов, накопленный годами круг изображаемых мотивов. Каждый этап исполнения эстетически совершенен: в росписи яркого цветного подмалевка, производимая белильными оживками выявляется ритмичность, сочетания, основанные на чередовании одного – трех – пяти – семи и девяти элементов.

По исследованиям В.А.Барадулина, «в Забайкалье росписи семейских сохранились в некоторых местах в виде домашнего ремесла. Являясь в основном в утилитарных предметах, росписи продолжали существовать, составляя часть современного сельского быта, сельской культуры».[16] Во время зимних праздников в деревне появляются расписные сани и дуги (резьба с росписью). Бережно перенесены из старых «крашеных со цветочками» домов расписные ставни, двери, наличники. Народная традиция, ремесла (и его очаги) не может исчезнуть до тех пор, пока живы воспитанные на ней поколения, пока ее содержание – смысл сказочных цветов, растений, птиц, и их сочетаний – жизненно связано с личностными, эмоционально-окрашенными представлениями, являющимися составной частью понятия «малая Родина».

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Развитие этнологии в Германии
В Германии в конце XVIIIв. Сформировалось научное направление, ставившее целью изучение неевропейских народов и культур [4, с. 15]. Наука о народах возникла в Германии и первоначально подразделялась на этнологию /Völkerkunde/, народ ...

Освоение казаками терского левобережья в XVII-XIX вв.[2]
До появления российской государственности Притеречье уже было отчасти освоено ногайцами и казаками. Последние были представлены двумя группами: терскими низовыми (обитали в устье Терека) и гребенскими. Первые фактически исчезли с этнокарт ...

Нетрадиционный подход к проблеме классификации
Следующая классификация экскурсионных объектов не традиционна, но не менее существенна. Она основывается в первую очередь на данных социологии и коммуникавистики. «…Продвижение к вещам есть обстоятельная работа, прежде всего призванная ус ...